Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Про требования к частям тела  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность

Ещё одна не замолчанная, но искаверканная тема. В посвящённой тайцзицюань русскоязычной литературе время от времени встречаются разделы, посвящённые требованиям к частям тела. Не всегда встречаются. Когда то такие требования именовали гордым словом принципы, хорошо хоть эпитет "фундаментальные" не применяли. Речь же идёт о важном, но вспомогательном акценте. Требования к частям тела призваны совместить биомеханику и физиологию с тайцзишной хореографией, и затыкают дыру в потребности целостной модели

Что это за требования ? Укоренённые стопы, согнутые колени, вкрученные бёдра, раскрепощённые куа (паховые складки), подобранные ягодицы, подвёрнутый вперёд копчик, наполненный живот, опора мин мэнь назад, раскрытая спина, опустошённая грудь, растянутый позвоночник с выпрямленными физиологическими изгибами, расслабленные плечи, свешенные локти, вставленные лучезапястные суставы, раскрытые до затекания энергии в межальцевые промежутки пальцы, подобранные подбородок и подвешенная макушка. Встречаются противоречивые требования к отдельным частям тела, я привожу наиболее адекватные на мой взгляд. Всё это призвано обслуживать формирование целостного усилия и соответствие классическим формулам "всё тело одно семья", "сустав за суставом нанизывается и пронизывается", "одно двинулось - нет ничего не двинувшегося", "левое и правое друг друга дополняют, верхнее и нижнее друг за другом следуют", "всё важное происходит между грудью и животом". Но где же здесь целостная модель, отдельный взгляд на тело, образ, на который можно опираться при построении движения ?

Опишу своё видение на момент написания. Во - первых, касательно частей тела. Во - вторых, касательно качества. Для этого предлагаю сравнить подходы и картинки совершенно других направлений с образами различных стилей тайцзицюань, так удобно представленными в книге Чжоу Цзунхуа "Дао тайцзицюаня". Важно отметить, что сопоставляя формы разных стилей и вскрывая лежащие в основе движения, несмотря на акцены видишь всё меньше различий. Итак, "мягкий" образ построения тела из руководства морских пехотинцев США, биомеханическая "рамка" Кадочникова очень похожи на базовый столб тайцзицюаня, при котором руки связаны с грудью, ноги с животом, а грудь, голова и живот связаны между собой. Наиболее явно выстраивание движения в таком столбе, или "рамке", прослеживается в формах У воинственного. Практически полное попадание, в соответствие с классическим "формы тайцзицюань - это динамический столб"

Требования к частям тела никто не отменял, но это просто направляющие вехи, которые полезно дополнить целостным образом. В этом контексте может быть полезен придуманный мной образ четырёхчленности верхних и нижних конечностей, увязанных позвоночником. Это соответствует физиологии и биомеханике, и позволяет избежать разделения на туловище, трёхчленные руки и ноги. Фактически членов в руках и ногах по четыре в каждой. Для руки четвёртым членом является ключица и лопатка (связь с грудью), для ноги четвёртым членом является тазовая кость. Удержание этого образа в процессе практики позволяет упростить достижение задачи получения увязанного тела с опорой сустава на сустав

Отпускание на растяжение - эти слова можно встретить в литературе по теме. Там же говорится про распускание сухожилий вместо сжатия. Ощущение такого распускания приходит из практики тогда, когда структура вскрывается и увязывается, когда нарабатывается усилие всего тела и опорность сустава на сустав. Когда говорят о болезни упора, скорее всего имеют ввиду болезнь силового мышечного упора вместо обыгрывания усилий в точке контакта структурой тела, которая по сути является координируемой минимальным мышечным усилием сухожильно - костно - суставной распоркой от опоры, раскладывающей усилия по осям Евклидового пространства и преобразующая усилие за счёт подбора углов в точке контакта. Такова рабочая модель на момент написания этих строк в части требований к частям тела

Это некий базовый уровень того, что должно быть всегда, который помогает выстроить более качественное движение, более структурированное, собранное, безопасное ... Об этих требованиях, как о "Принципах" обычно говорят сразу. У меня история взаимоотношений с ними не простая. Во первых эти принципы не однозначны и есть варианты. Во вторых под принципами мы понимаем обычно вещи глобальные, и применение этого слова здесь кажется неуместным, более подходит термин "требования" к частям тела. Ниже про требования с комментариями, причём снизу - вверх, от корней, т.е. от стоп

- кисти - живые и наполненные энергией, т.е. не зажатые и не закрепощёные. В чэньши говорят о вливании внимания в межпальцевые промежутки для обеспечения ощущения проходимости в пальцы

- локти - всегда свешены и направлены вниз, создавая вкрученность, препятствующую замыканию суставов и обеспечивающаю вместе с опущенными плечами более живое прохождение усилия от стоп в кисти

- плечи - раскрепощены, как и всё тело (фансун) и опущены, немного выдвинуты вперёд (скорее это следствие вобранной груди) для проведения усилия от центра груди и стоп через ключицы и лопатки

- голова - подбородок немного вобран, макушка подвешена. Но и здесь понятие макушечного усилия может быть сильно глубже, что наглядно видно в естественном тайцзи и синьи-цюань, где голова не просто подвешена, а активно работает совмествно с грудью и руками так называемым верхним движком. Хотя это может и быть уведено внутрь, и тогда внешнего движения практически не видно

- грудь - немного вобрана, пропускает энергию от головы к животу и обратно. Это не мёртвое максимальное втягивание, а результат изменения дыхания с грудного на больше диафрагменное и дыхание животом. Грудной отдел здесь живой, и проводящий усилие из ног в руки и голову. Если грудь выпятить и акцентированно дышать ей - целостной связи тела не будет, и не будет целостного движения. Поэтому - грудь вобрана. Однако в смежных стилях можно видеть, что характер движения грудного отдела может бэть и более активным. Так в естественном тайцзи рёбра активно работают на общее движение вместе со всем грудным отделом позвоночника, а в илицюане одним из атомарных изменений в теле является поджимание и распускание рёбер при работе грудного центра

- крестец и живот - составляют с бедерными суставами единую подвижную структуру по передаче и преобразованию усилий. Именно в этой области по одной из версий, расположен нижний дяньтянь, вращение которого и управляет всем целостно увязанным телом

- копчик - подвёрнут вперёд и как хвост креветки смотрит вперёд, куда и глаза. Такая конструкция, совместно с подвешеной макушкой, растягивает спину и сглаживает поясичный лордоз, что способствует объединению тела и передаче усилия сверху вниз. Это базовая классика тайцзицюань, часто приводящая к тому, что практики стараютя сделать из позвоночника прямо торчащую палку, в лучшем случае оставляя энергетическую проницаемость и микродвижения. Однако, как и в мифе про "резиновые ленты сухожилий", о чем распишу в разделе шёлковой нити, это вредная местами для здоровья установка получила преобразование в естественном тайцзицюань, где живости позвоночника, в том числе акцентированной работе на сгибание и выгибание, придаётся не меньшее значение, чем в синьи - цюань

- бёдра и тазовые суставы раскрепощены и осажены для проведения усилия от стоп в область нижнего суставного комплекса и далее по позвоночнику в грудь (вместе с руками) и голову. Область паховых складок куа естественно свёрнута. Интересна увязка бёдер и плечей и требование нахождения плечей всегда над бёдрами. Это не мешает внутренним изменениям в центрах плечи и бёдер, когда происходит некоторое разделение, и не является везде присутствующим требованием. Более того, в источниках именно тайцзи такое требование не всегда упоминается, хотя оно присутствует в илицюань и физиологично, и может визуально совершенно нарушаться в естественном тайцзицюань и синьи с их гораздо более живой манерой движения позвоночника / туловища

- колени - проводят усилия от стоп в бёдра и живот. Здесь есть разные варианты толкований. Говорят, что колени нужно поворачивать немного внутрь, по другим источникам же наружу. Если опираться только на ощущения и фактическую развитость определённых (передних) мышц сильно больше задних, то некоторая небольшая повёрнутость (вкрученность) коленей внутрь востринимается как самая энергетически оптимальная. Но этот подход сыграл со мной злую шутку в конце 2017 года, когда на фоне усталости и часовых занятий с мощными попутчиками подсознание завернуло колено туда, куда было привычно - внутрь. И под нагрузкой это закончилось травмой колена и выпадением из интенсивной практики на более чем три года - т.е. и на момент написания этих строк. Есть однако ещё один подход от последователей Юя - когда колено ориентируется на пальцы носка ноги, и он представляется мне сейчас самым физиологичным и верным. Кстати, в требованиях к частям тела смежного стиля - илицюань, есть более жёсткое требование - ориентация колена на большой палец ноги. По мне важным элементом здесь является похожесть суставов колена и локтя, и похожесть требований по проведению усилия. Локоть же всегда свешен и направлен вниз, создавая вкрученность, препятствующую замыканию суставов

- стопы - прочно стоят на земле, обеспечивая опору и укоренение, но этого мало. В илицюань, например, есть требование девяти полных и одной пустой, школа ветер - гром говорит про метод "три гвоздя", а мои небольшие наработки естественного тайцзи вывели на акцентирование связаных с сухожильными линиями области пальцев ног и пяточных костей

В целом требования к частям тела инструмент громоздкий, но только до некой начальной наработки и накопления некоторой массы опыта, когда он просто выливается в целостное движение всей биомеханической структуры тела из пятнадцати узлов преобразования усилий. По мне в момент написания ключевым является понимание проницаемости, четырёхчленности руки и ноги, и иерархическая увязка ног на тазовый суставный комплекс и нижний дяньтянь, рук на грудной суставный комплекс и средний дяньтянь, а нижнего, среднего и головного верхнего - между собой. Далее возможны и вероятны корректировки и доработки этой темы длиною в жизнь

 
 

Общие моменты:

- текущее понимание
- формула движения
- вопросы инструктору

- понятийные узлы
- мои статьи по теме
- мои видеонаработки
- материалы мастеров
- ссылки на источники

- очередные глобальные итоги

 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2020-11-30 23:50:09