Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Структурные модели  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность

Обзор

Ключевые выводы сразу

Они являются первой попыткой осмыслить хореографию, представленную кстати хореографическими моделями, с требованиями канона и других доступных на русском классических источников и книг, и завершившимся выходом на осевые модели

Всё Дальше идёт размусоливание по теме

Продолжая тему моделей, объясняющих явление, и начатую в вводной статье и продолженной в статье про поиск начального объяснения, перейдём вслед за моим поиском к стурктурным моделям. Необходимое важное замечение - автор не является достигшим сути явления специалистом, но в силу определённых обстоятельств какое то время взаимодействует с темами тайцзицюань и Тай Цзи. Рассматриваемые в настоящей статье моменты имели место быть в жизни автора, и могут оказаться полезны кому то из ищущих в том же направлении, но материалы эти не претендуют на окончательную истину, это скоре материалы к размышлению

Формы тайцзицюань семьи Чэнь, согласно классикам, содержат эсенцию стиля. Встречаются даже высказывания, что ничего, кроме форм, делать не нужно. Эти высказывания спорны и не раз критикованы различными специалистами - практиками. Однако для целей вскрытия основ движения и построения базовой модели движения формы как раз и предназначены, как и формальные последовательности других направлений. Конечно это ещё ни разу не прикладной уровень, это всего лишь "детский сад", без базы которого погружение в стиль сведётся к силовому мордобою. Так что если быстро нужна практика мордобоя - это, на мой взгляд, совсем в другую сторону, к прикладным системам типа БАРС, УНИБОС и т.п. Автору же, применительно к нынешней теме и в силу определённых причин долго соприкасавшемуся с темой Чэнь ши тайцзицюань, интересно довести до логического завершения, формализовать полученный опыт, и говорить здесь предстоит об универсальных моделях построения движения, а не о прикладных достижениях

Итак формы. После изучения хореографии форм и некоторой начальной накатки закономерным углублением в тему стало натягивание распространённых и доступных принципов построения движения в оздоровительном тайцзицюань Ян ши. Это непрерывность, медленность, плавности, текучесть, задействование всего тела как единого целого и т.п. доступные практикующим аспекты. Здесь выяснилось, что манера работы с лу Ян и Чэнь существенно отличается, и построение Чэньских форм требует более детального понимания своей телесной организации, как минимум относительно опорно - двигательного аппарата. Хотя бы потому, что движение уводится внутрь тела и перемены происходят внутри туловища, рук, ног, головы, порождая внешнее движение. Это не сравнимо с распространённым принципом Ян ши движения от дянь - тяня, когда тело забывается и контролируется движение центра. В то же время движение от дянь - тяня является визитной карточкой именно Чэнь ши, но в это понятие вложен совсем иной смысл, который планируется рассмотреть в одной из последующих статей, посвящённых совсем иным моделям движения

И когда становится понятно, что опыта Ян ши не хватает, на передний план выходит тот раздел биомеханики, который говорит о теле как динамической структуре. Подводящая информация черпалась автором из различных источников - в частности хочется выделить доступные публично исследования Кадочникова о биомеханике тела, материалов по даосским методикам, в частности Мантэка Чиа и центра Инби, говорящего о теле как структуре центров и связей, книг исследователей Тай Цзи Чэнь ши - в частности Гу Люсиня в переводе Мая Богачихина, носителя традиции и грандмастера Чэнь Чжэнлэя и других авторов

Второй большой группой объяснений, и соответствующих им моделей понимания, автор назвал "структурными моделями". Потому, что эти модели рассматривали в первую очередь биомеханическую структуру тела. То есть тело является совершенно определённой биомеханической структурой, и применительно к движению хотелось выделить подсистемы тела и их связи между собой. Здесь мной более детально были исследованы и получили развитие высказывания классиков "суставы как бусины на нитке", "сустав за суставом нанизывается и пронизывается", " сустав на сустав взаимно опирается", "тело как пять заряженных луков"

Период акцентированного формирования структурных моделей - с 2001 по 2005 гг. Структурные модели развивались практически параллельно с рассматриваемыми в следующем обзоре осевыми моделями

Забегая вперёд к следующему этапу моих исследований и "поиска правды", вылившемуся в рассматриваемые в отдельной статье "осевые" модели, скажу следующее. Есть преобразователи движения - суставы и связи между ними - кости, и хореография формальных последовательностей должна охватывать передачу усилий вдоль осей, образованных суставами и костями, и должна обеспечивать отмеченную классиками "опору сустава на сустав", при которой любое действие опирается на всю биомеханическую структуру целостно, и любое усилие обеспечивается суммированием коротких энергий - усилий подсистем всего тела. Это соответствует классическим постулатам "сустав за суставом пронизывается и нанизывается", "одно двинулось - нет ничего не движущегося"

Модели

Модели, которые характеризуют линию этого углубления "структурных моделей", проявлялись в разное время, каждой из них автор давал название в соответствии со своим пониманием. Важно отметить, что процесс этот не носил линейный характер, и понимание каких то аспектов возникало параллельно, причём модели относились не только к рассматриваемой в настоящей статье группе "структурных" моделей. Из структурных же хочется выделить следующие:


модель "бусины на нитке", когда суставы - преобразователи, которые можно назвать также Девятью Дворцами внешнего тела, и связанные через связи - кости, акцентируются в процессе проработки хореографии до одновременного охвата их сознанием, увязанности и ощущения бусин на единой нитке, в результате чего среди прочего ощущение сознание перемещается из головы во всё тело. Относящееся к позвоночнику высказывание "бусины на нитке" хотя и сливается до отсутствия отличий, но в этой модели речь идёт об основных суставах - преобразователях. Примечательно, что жизнь современного жителя городов, ведущего сидячий образ жизни, способствует снижению двигательной функции, и уменьшению привычного диапазона степеней свободы тела. Эта модель не претендует на детальность объяснения, она, упрощённо говоря, объясняет, как чувствовать тело в процессе прокручивания форм, чтобы задействовать основные суставные преобразователи механического усилия    

модель "бычок", формирующий ощущение подпружиненности осей от центра до классических "четырёх верхушек" и увязки их на общий центр. Примечательно, что эта модель явилась следствием классических требований "вкрученности" локтей и коленей, опущенности плеч и и раскрепощения тазовых суставов, и позволяет более чётко осознать возможности телесной увязки и передачи усилий. Однако вывели на эту модель книги Александра Маслова, посвящённые СинИ, а именно разделы, говорящие о развитии ощущения "шёлковой нити". Да, не только в тайцзицюань, как оказалось, есть такой термин

Когда несколько лет назад автор встречался с создателем целостной волновой системы движения Николаем Кудряшовым, момент акцентрированного выстраивания на скрутках вокруг костных осей у автора Николай отмечал особо. В его системе эта тема развита глубоко и носит название "суперпозиционного выстраивания", что, на мой взгляд, очень близко моему пониманию этого аспекта Тай Цзи. К сожалению жизненные реалии, как и большой спектр непроработанных тем не оставляют в настоящем ресурса для изучения системы Николая, которой он готов был делиться, но и я не оставляю надежды на погружение в эту тему в будущем
    - видео не публиковалось -

модель "пяти луков", прямо соотносящаяся с понятием "пяти луков" у классиков Тай Цзи     - видео не публиковалось -

"биомеханическая модель" является промежуточной между структурыми и осевыми моделями авторского объяснения, она рассматривает физическую основу движения и учитывает степени свободы преобразователей, соотнесённую с хореографией лу и различными аспектами, озвученными специалистами по Тай Цзи, и навеяна материалами таких специалистов, как Гу Люсинь, Чжоу Цзунхуа, Чэнь Чженлэй с одной стороны, материалами по медицине и биомеханике человеческого тела с другой стороны и материалами по построению даосских практик от Мантэка Чиа и от Олега Чернэ (клуба Инби) с третьей стороны

В частности такие моменты, как выстраивание иерархической структуры тела, когда ноги связываются с животом, а руки с грудью, часто вступают в противоречие с распространённымм среди тайцзишников заблуждением о том, что руки напрямую связаны с животом. Связаны то они связаны, но через грудь, и если этого не учитывать, элементарно получить проблемы с ощущениями движения и наполнения тела. Это один из моментов, акцентированных больше других Олегом Чернэ, и положенный автором в котёл исследований. Однако, справедливости ради - методика представления связи с животом всех суставов - преобразователей, в том числе и суставов рук, также есть, но они на мой взгляд не кардинальны, то есть не несут законченной ключевой информации

Другим распространённым заблуждением является акцентация на опубликованных вспомогательных требованиях к частям тела вместо понимания сути этих требований. Например часто встречается лозунг "опустить плечи", который при бездумном заучивании приводит к блокировке или зажиманию плечей. Это, кстати, касается разных частей тела. Если же подойти к вопросу с позиции выстраивания биомеханической структуры, будет ясно, что костно - суставная конструкция рук опирается на грудной центр через лопатки, которые в свою очередь через ключицы опираются на грудиную кость - переднюю опору грудинного центра. Так формируется понимание, а затем и ощущение связи, способной передавать движение, а также более естественное знание о связи рук с телом. А также ног - для тазовых суставов, когда зачастую забывают, что "ноги связаны с животом" через тазовые кости

Насколько при этом получится "опустить плечи", зависит от совсем других моментов, в частности от биохимии тела, от болячек и прошлого негативного опыта, сохранённого в теле, воздействия вредных для здоровья аспектов социальной жизни - а современная социальная жизнь крайне вредна как для природного сознания, так и для здоровья тела, и телесных накоплений. Однако правильная постановка акцента позволит постепенно получать нужный практикующему результат

Ещё одной болезненной темой является пресловутое расслабление, приводящее к недопониманию, безвольной манере практик и фразам исследователей "европеец не умеет расслабляться". Почему то в европейцев включают и русичей. На мой взгляд - это пример перекошенного аспекта. Попробуйте сказать "раскрепощение" вместо "расслабление" и эта тема будет обеспечена конструктивным и работающим понятием ...
   

модель "лесовик", она же "четырёх четырёхчастных плетей", акцентируется на сохранении суставной согнутости и зарядов. Совместно с ритмической моделью "мельница" наиболее комфортная и физиологичная модель     - видео не публиковалось -

Базовые движения

Базовые (кустовые) движения для структурных моделей без каких то других рамок не фиксируются, т.к. практически весь диапазон движений человеческого тела является допустимым. Однако требования сохранения структуры тут же выводит на другие грани объяснения

Тело как динамическая биомеханическая конструкция допускает массу несвязанных движений, движений с размыканием и сохранением включенных в сустав костей (суставной связи), а конструкция отдельных суставов является "шаровой опорой", допуская различные варианты развития и перенаправления потока движения от сустава к суставу. Из этого следует необходимость объединяющей идеи управления движением. Такая идея обеспечит отсутствие разбросанных и несвязанных движений, и вовлечение всего тела по классическому принципу "одно двинулось - нет ничего не движущегося"

Примеры раскадровок

Оставлено на потом 

Выводы

Такое построение уже даёт некое прикладное преимущество перед людьми схожей комплекции и несколько более габаритными, но существенность выигрыша имеет множество нюансов. Одним из аспектов является вопрос открытости и закрытости суставов, а также отсутствия разрывов в передаче усилия и взаимного управления смежных суставных групп. Другим аспектом является качество "материала", то есть тела и условий его пребывания, влияющих на биохимические особенности и, как следствие - на качества раскрепощённости, выносливости, опорности и т.п. Эта сложность, связанная с построением всего потока даосских практик, вступает в противоречие с жизнью и особенностями социальной культуры Руси/России, отжирающей у многих массу сил и времени на социальную деятельность, что не способствует распространинию углубленного взгляда на себя, демонстрируемого даосизмом, без глубокой проработки и переобъяснения с позиций родной культурной песочницы. Говорить же, что внутреннее искусство опирается исключительно на энергию, на взгляд автора, неверно. Хотя бы потому, что энергия движется в сосудах, коими является тело, и от качества сосудов зависит очень много. И вообще с термином "энергия" не мешало бы разобраться поподробнее, ибо многие на взглядавтора приписывают этому понятию больше мистические и фантазёрские аспекты, тогда как речь идёт об управляемой прямой и обратной связи в ощущениях и физическом практикующего. И не более, по крайней мере для Чэнь ши

Ещё одним интересным моментом является вопрос дополнительных практик, развивающих определённые аспекты. К таким практикам относятся сидячие медитации, столбовые практики, работа с предметами и другие. Например, можно говорить, что начальные формальные последовательности Багуа чжан, известные как первый и второй круги, способствуют акцентированному осознанию тела как биомеханической системы, ограмный пласт гастрономических представлений оказывает большое влияние на биохимию тела, а практики социального оперирования позволяют так или иначе обеспечивать возможность практикования вообще. Но это всё темы совершенно отдельных обзоров ...

В целом всё, казалось бы, просто - при прокручивании форм необходимо отслеживать всю телесную биомеханическую структуру, рассматривать преобразователи усилий и связи между ними и формировать движение без разрыва усилий в любой части тела и в любой части формальной последовательности. Однако в силу того, что суставы могут быть как увязаны, так и "разболтаны", как зажаты, так и раскрыты, как охватывать доступные им степени свободы, так и использовать лишь часть возможной динамики, что часто встречается в силу особенностей жизни современных жителей городов, целостное движение всего тела становится непростой задачей, а сама работа над формами становится индикатором, выявляющим проблемы в опорно - двигательном аппарате практикующего

Здесь же учитывается качество всей биохимии тела - "забитость" мышц, проработанность связочных тканей, насыщаемость полезными веществами и кислородом, качество работы внутренних органов, следы болячек и психологических зажимов - это лишь малая часть картины, называемой мной "качество материала", "качество практикующего". Ещё одним важным моментом является то, что знание хореографии позволяет работать над формой, но не является достаточным условием для построения движения за пределами формы. Это лишь указатель на возможность существования общей формулы движения

И да - для прикладных целей этого совсем недостаточно, и даже для целей построения модели естественного целостного движения этого очень мало. Но в то же время опыт проработки "осевых" моделей может быть интересен как часть оздоравливающих методик, а также как часть пути к пониманию явления тайцзицюань в целом, и как метод более глубокого освоения структуры тела для последующего использования в прикладных и оздоравливающих системах, где такой проработки могут не вести вообще


 
 
 

Обзор
Модели
Базовые движения
Примеры раскадровок
Выводы


 

Общие моменты:

- текущее понимание
- формула движения
- вопросы инструктору

- понятийные узлы
- мои статьи по теме
- мои видеонаработки
- материалы мастеров
- ссылки на источники

- очередные глобальные итоги

        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2019-12-04 00:43:28