Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Прикладные модели. Про мордобой  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы

Обзор

Ключевые выводы сразу

Чтобы уметь что то - этим надо заниматься. Постоянно, много. Мордобой не исключение. В нереальных условиях неограниченного ресурса можно тайцзицюань развивать как мордобойскую систему. В реальных условиях вы должны быть личным учеником наследника наиболее качественной ветки - Чэнь Юя или сопоставимых мастеров. Как ни странно, в направлении У шумного есть такие специалисты в Москве в линии Андрея Олеговича Милянюка. Кстати по их данным У Цзянцюань после Янов получил передачу стиля Сун (не Сунь), развивавшегося параллельно с веткой от Цзян Фа (Чэнь,Ян,У+У). Или же вы должны идти в мордобойские системы. Мордобой - это отдельная дисциплина со своими нюансами и ключевыми моментами, так или иначе решенными в разных системах и школах. Поэтому при сравнении первого, а то и второго десятка лет практики каратэ предпочтительнее тайцзицюаня во много раз

Армейские прикладные системы типа БАРс и Кадочникова с горизонта прикладной эффективности предпочтительнее всегда. Ну не учит тайцзицюань прикладным психологическим подлянкам, огнестрельному оружию, скрытой работе ножом, работе из засад и групповым нападениям, агрессивности, практике готовности убивать, а также всему прочему, что составляет сущность боевой системы. И алхимической работы по преобразованию в доступных сегодня современных стилях Чэнь (Чжаобао), Ян (У У Сунь) вы не найдёте. Даже у грандмастеров крайне маловероятно. Здесь я во многом поддерживаю мнение Олега Чернэ, высказанное в его статье "Зачем человеку заниматься тайцзи-цюань" и мнение Д.А.Артемьева, высказанное в его книге "Традиционный тайцзицюань". Ниша современного тайцзицюаня - на мой взгляд - долговременное развитие универсальной базы, дверка в навыки и понимание ведовской картины мира

Они являются боковым ответвлением и опираются на объёмные модели

Всё Дальше идёт размусоливание по теме

Замечание 2: рассматриваемые в настоящей статье прикладные аспекты всё ещё очень далеки от реального мордобоя. В некоторый момент времени наступил очередной "потолок" и для дальнейшего движения наружу вылезла именно прикладная компонента. Ведь тайцзицюань причисляется же к боевым исуссствам ? Хотя различные источники в своё время меня убедли смотреть на тайцзицюань как на систему движения и часть ведовского потока. С другой стороны специалисты говорят о глубине и утончённости тайцзицюань, но в настоящей статье планируется рассмотреть тайцзицюань больше с позиций "галимой внешней прикладухи". Не как последней инстанции, а как очередного среза в попытке понять

Что предлагается с позиций прикладного использования в тайцзицюань ? Опять же туман и недостаток информации по различным аспектам и моментам тайцзицюань пинками выводит на поиск в других местах. И здесь выясняется, что за последние несколько десятилетий исследованием этих вопросов занимались люди, посвятившие себя реальному мордобою и глубинам этой темы. Применительно к культуре центральной России можно назвать имена Юрия Сенчукова ("Контэн"), Александра Медведева (УНИБОС и Шоу Дао), Андрея Кочергина (КОИ). Материалы этих авторов в своё время так или иначе присутствовали в моей жизни. С Сенчуковым мы пересекались много лет назад по темам, отличным от мордобоя, а с его прикладными исследованиями я знакомился одновременно с занятиями Шоу, которым пришлось немного заниматься "по детству и юности", на прочтение материалов Кочергина меня вывело знакомство с создателем системы целостного волнового движениия спортивным психологом Николаем Кудряшовым

Несколько ключевых моментов определяют рассмотрение манеры движения тайцзицюань с позиций прикладных требований. Правило "пяти пальцев", озвученное Сенчуковым, и известное каждому начинающему самбисту. Техник не должно быть много, реально действует около пяти доведённых по некоторого уровня техник. Кстати об этом говорит и Медведев, который для обхода правила "пяти пальцев" вводит понятие "кустового" метода, то есть небольшого количества базовых движений, на которые может быть "навешана" различная прикладная техника

Тайцзицюань, если судить по формальным последовательностям, чётко вписывается в идею "кустовых методов", когда одно и то же небольшое количество движений выполняет различные прикладные задачи, стоновясь то толчком, то векторным сбивом, при котором конечность и туловище задействуются "черпающим" способом по всей длине, то ударом разной длины - кулаком/стопой, предплечьем/голенью, локтём/коленом, плечом/тазом, то затаскиванием или методом цинь на. Кстати специалисты по тайцзицюань также утверждают идею, говоря о том, что тайцзицюань состоит из небольшого количества простых движений (Б.Е.Бойко)

Специфика тайцзицюань при этом заключается в комплексности этих базовых движений, когда "на движение" увязанно работает всё тело. Это отражено в высказываниие классиков "одно двинулось - нет ничего не движущегося". Конечно это только мои выводы, опирающиеся на мои же исследования, где я выделяю среди прочего структурные, осевые, объёмные, плоскостные и ритмические модели. Из всего этого многообразия наиболее приближенными к задачам прикладного движения являются плоскостные модели (перемены) и ритмические (фа цзинь), по которым на сайте созданы отдельные разделы. Однако и ритмика, и плоскостные модели опираются на весь объём исследований

Как я показываю в статье "выверка форм", всё многообразие форм в классических последовательностях сводится к небольшому количеству базовых движений. Однако в означенной статье я остановлися, продолжив углубление в разделе, посвящённом плоскостным моделям. Здесь же имеет смысл посмотреть на соответствие базовых движений прикладным техническим действиям, которые для целей исследования разделяются по общепринятым видам - защитным действиям руками и ногами, атакующим ударным действиям руками и ногами, перемещениям, бросковой технике (цинь на). В силу того, что базовые движения одни и те же, получается как раз то, о чём говорят применительно к тайцзицюань - движение является и "защитой и атакой"

Все кольца движения являются объёмными, и базовых колец на текущий момент я выделяю всего восемь. Парных. То есть четыре существенно отличающихся друг от друга. Их комбинация совпадает с почти тысячью перемен в осевых раскадровках. Правило небольшого количества базовых техник тут вроде как соблюдается. Другой вопрос - вводится иерархия с другими техниками, объёмность, свойственная даосской модели мировосприятия вообще. В частности ритмика добавляется

Вот по конкретным кольцам плоскостной модели и их соответствию прикладным действиям и пройдёмся ... Однако перед этим нужно сказать, что вся это канитель с формами чэнь ши тайцзицюань, по высказываниям классиков содержащими эссенцию стиля, их расшифровками и возможностями прикладного использования остаётся всего лишь экзотической гимнастикой с небольшим КПД, если не шагнуть дальше в сторону массы прикладных нюансов типа психологической подготовки, отработке в живую, столбовых практик, вскрывающих геометрию тела, увязывающих члены и развивающих как связочную ткань, так и прямые/обратные связи тело - сознание, выделения оперативных методов и техник, учитывающих знания "чёрной медицины", обеспечения должных внешних качеств тела за счёт использования других цигун и не только методик, и так далее вплоть до большого временного ресурса

Ещё одно особое место занимает тема чистоты сознания, обеспечивающая увязку с жизненными ценностями, мотивационные и этические опоры. Можно об этом и не говорить, но тогда достаточно полпузыря водки, ломик или топор в руки и никаких моральных ограничений - нафига тратить время на всякую экзитику. Только вот время жизни конкретно взятого среднестатистического индивида в таком обществе неизмеримо меньше, и возможностей для развития и понимания также с гулькин пись, да и говорить о развитии высоких знаний, например - медицинских, в силу заземлённого вектора не приходится ... Также отдельно и совсем потом идёт срез восьми (или 13 подругому варианту) сил, на который перескакивают сразу после хореографии. К сожалению доступные автору ресурсы, временные и другие, не позволяют проводит полномасштабные исследования. Однако озвучить пройденный участок для того, чтобы на него могли опереться другие идущие, мне никто не мешает

Возвращаясь. Просто об этом огромном пласте подводящих знаний, когда начинающему нужно понять как и почему именно так строятся движения в формах, каков базис - никто не говорит. Ровно так же, как и про прикладные аспекты можно услышать от редчайшего занимающегося. Полного же объёма знаний в доступном виде автор не встречал вообще. Возможно они есть на других языках, у каких то специалистов и т.п. Но интерес представляет доступная публично методика и детальные объяснения с рассмотрением вариантов и ответом на вопросы "почему именно так" с позиций оптимайзинга под культуру России - настоящий сайт создаётся в том числе для формализации разных кусков моих исследований, в максимуме призванных докопаться до сути тайцзицюань и ответить на вопросы какие есть варианты ПОЧЕМУ какой вариант предпочтительнее. В минимуме - эти КЛЮЧЕВЫЕ вопросы предстоит сформулировать на основе практического опыта и теретических изысканий

И вот ещё какие мысли. Важно, что какие то умные мысли и тайные знания здесь можно ожидать от специалистов в прикладных мордобойских дисциплинах. А вот если вы не специалист, то вы же всё равно живёте и вам некие небольшие навыки лишними не будут, хотя и профессиональной квалификации чтобы выезжать на мордобое у вас не будет. Применительно к тайцзицюань всё печально для большинства занимающихся оздоровительными практиками, и общераспространённо можно услышать, что есть только оздоровительное значение и алхимическое. Но если попробовать посмотреть на тайцзицюань через призму системного подхода, задекларированную российскими исследователями - Медведевым, Сенчуковым, Кадочниковым ...

Если посмотреть и на прикладные горизонты, то видно, что углубляться тут можно долго. Для начала есть базис для построения типовых траекторий - тот самый кустовой метод, те самые формулы построения движения. Потом есть базовая работа, увеличивающая связанность и опорность частей тела, и вспомогательные правила типа опоры на центр, вкрученности, сустава на сустав, центрированности, шёлковой нити и т.п., которые увеличивают эффективность движения

Потом можно раскадровать классические последовательности по прикладному функционалу и посмотреть, а получается ли. Потом натянуть полученный прикладной функционал на идею уровней и направлений, и попрорабатывать по принципу единого движения для работы по воздуху, по опоре - мешку или стене, и по человеку. Потом или параллельно - подключать биохимию и энергетику, чтобы получить не только формы, но и их качество. И этим ведь заниматься долго можно - то проработать, это ...

Если добавить базовую работу с тяжелыми шестами и шарами - гирями, то получим специальную силовую тренировку, как бы она не маскировалась. Это уже некая система, направленная на получение результата. Если к этому добавить работу с сознанием, хотя бы по горизонту замещения страха включением наработанных двигательных программ, и небольшой цигунчик - уже есть нечто, что можно развивать как прикладную систему. Плюс подключение базовых усилий, плюс использование форм классических последовательностей. И уже открываются прикладные горизонты, которые можно развивать вопреки высказываниям о том, что тайцзицюань система оздоровительная только

Однако есть ещё один горизонт, который можно назвать случаем - в смысле непроявленной закономерностью. Совокупностью большого количества разных моментов между Небом и Землёй. Техника важна, форма важна, дух важен. Но при десантировании войск существует понятие допустимых потерь, с которыми смиряются заранее. Всё сделали верно, но парашют не открылся. Или зацепился за "балшой дуп", или-лили ... И боестолкновение армейское может задавить отлично обученного противника численностью. Так выдавали результат маршалы Второй мировой. Знали расклад, и для получения результата гнали на убой массу народа. А в компьютерных играх для увеличения правдоподобности вводят поправки. Напрмер, лучник попадает в 30 случаях из 100, прокачанный в 50 из ста, сильно прокачанный - в 70 случаях из 100. Но даже потолок - не 100 из 100. Я здесь пытаюсь показать, что мордобой имеет свои закономерности, которые для получения результата нужно изучать, формализовывать и развивать, и что ключевые нюансы мордобойской результативности не совпадают с по большей части с изучаемыми и преподаваемыми ключевыми нюансами известного и доступного тайцзицюань, поэтому и КПД в чистом виде у тайцзи как мордобойской дисциплины невысок. Он существенно выше у совместителей, опирающихся ещё и на базу спортивных единоборств. Из реальных мастеров мордобоя можно выделить Чэнь Юя, но заниматься сразу Пекинским направлением Чэньши невероятно сложно, ибо база прячется за цветистостью и деталями, да и полной передачи, отпущенной в мир в виде книг и обучающего видео на русском нема (хотя на китайском книга Чэнь Юя вроде существует)

Модели

С одной стороны непосредственно от тем развития мордобойского искусства я в силу ряда причин далёк, с другой - для целей исследований приходится касаться и этих тем. Комментарии и детали по моделям планируются после того, как будет подготовлено описание базы построения движения - плоскостных моделей. А направление, как ни странно, задал детский интерес к каратэ, из которого помнится, что вроде каратэшные ката делились по типовым техническим действиям. Ну там защиты, удары руками, удары ногами, удары лысиной ... Ну и это потом увязалось на модель целостной системы от современных российских исследователей. Итак, модели прикладные


Проявления. Запись из личного архива 2011 год. Рабочие материалы - варианты раскадровки ударной техники руками на основе формулы движения Чэнь ши тайцзицюань. Ничего не выдумано - все движения присутствуют в формах первого или второго лу. В соответствии с озвученным Юрием Сенчуковым принципом правильным можно считать движения, одинаково работающие на воздухе, на мешке и на людях

Несмотря на то, что задачи развития прикладного мордобойского горизонта здесь не ставилось, получаются скорости в районе нескольких ударных воздействий в секунду, и при подключени темы оптимизации биохимии - ну там голодания, цигуны и функциональные тренировки - это не предел. Применительно к настоящему видео можно наблюдать ударные воздействия предплечьем, локтём и кулаком, однако динамика форм (арсенал ударов) полностью не охвачена
   

Проявления. Сбивы и толчки. Раскадровка лу и выделенные типовые действия как импровиационная последовательность в акценте на сбивающие движения, естественно с опорой на базу - объём, опирающийся на куб, опирающийся на вращение дянь тяня, опирающийся на плоскостные модели, опирающийся на и т.д.    

Проявления. Шаги - раскадровка лу и выделенные типовые действия как импровиационная последовательность в акценте шагов - перемещений     --- видео не публиковалось ---

Проявления. Цинь на     --- видео не публиковалось ---

Проявления. Модель "травмирующий цинь на" - завершённой модели нет, но иногда отголосками с разных сторон приходят раскадровки отдельных форм лу, заточенные под жёсткое травмирование. Публиковать детали я, естественно, не собираюсь. Даже занимаясь какое то время темой, пусть и с уклоном на совсем немордобойские аспекты, я не могу сказать, что обладаю рядом дополнительных качеств, позволяющих использовать такие аспекты. Заниматься же самообманом, тем более вводить в заблуждение других не дело. Знакомство с травматическими раскадровкам нужна тому, кто сам постоянно практически занимается этими темами, но такой найдёт и сам, прекрасно представляя, какие дополнительные навыкиему требуется развивать     --- видео не публиковалось ---

Проявления. Комбинаторика     --- видео не публиковалось ---

В этот же горизонт выносятся техники "чёрной медицины", направленные на нанесение максимального ущерба вплоть до летального минимальной ценой. Куда рыть знаю, требуется ресурс для формирования объёма наработок, но ресурса на изучение темы щас нет, может и к лучшему ... Вообще то это совершенно определённые знания об уязвимых частях тела, типа расположения выходов артерий, требуемая глубина поражения, время потери сознания при поражении, время наступления смерти, или суставные и нервные уязвимости и т.п., которые можно положить на манеру движения и технические действия хоть тайцзи, хоть чего ещё ... Ну, лучше купите ружьё. Ибо информация это открытая, но без проработанного навыка оперирования в конфликтной обстановке и увязке с социальными особенностями, без наработки определённых кондиций и технической базы может быть интересна только неуравновешенным личностям, которым даже ложку в руки давать не стоит

Базовые движения

Базовыми движениями являются таковые для объединяющих объёмных моделей базовых наработок

Примеры раскадровок

За информационную базу для сравнения и исследований взят некий синтез мыслей нескольких прикладушников - Александра Медведева, Юрия Сенчукова, биомеханики Кадочникова и других. То есть смотрим, есть ли небольшое количество базовых движений, на которые можно навесить разную технику. Смотрим, есть ли взаимоподдерживающие опоры в физическом, энергетическом, биомеханическом и чем то там ещё для этих базовых движений. Смотрим, какие виды техники прорисовываются в одних и тех же лу - защитная-сбивающая, толчковая, ударная, перемещения, броски и захваты (цинь на) и т.п. Смотрим, может ли это всё иметь реальную прикладную ценность. И смотрим на дальнейшие прикладные горизонты ...

Ну, блин, конечно все говорят, что тайцзицюань не является боевым искусством, но больше приспособлено подо всякие "ведовские" разбиралки с горизонта телесного. Кто все ? Патриархи - Чэни, не готовящие универсальных специалистов (исключение составляет наверно только Чэнь Юй), различные исследователи и практики - ЧОМ высказавшийся в статье на своём сайте о том, что тайцзицюань как боевым искусством никогда и не занимались ... В опубликованной на сайте школы "Чёрный тигр" статье Борис Бойко предлагается для получения быстрого прикладного результата посмотреть в сторону совсем других систем, хотя и говорит. что через большое время можно получить прикладника и в ТЦЦ. Виктор Кузнецов желающих получить прикладной результат отправлял в сторону боевого самбо ... Ну и т.д., не говоря про позиции фитнес клубов и школ спортивного мордобоя

Я сам в это долго верил, но захотелось посмотреть повнимательнее ... Дошедшая из глубины веков клановая система, отвечающая признакам целостной системы с позиций ряда современных исследователей и включающая многодетальные формы использования классического оружия того времени - алебарды, копья, одной или двух сабель и мечей - не может не иметь прикладного мордобойского смысла. К сожалению, ресурса на глубокие исследования на момент написания этих строк у меня практически нет - но в будущем намереваю резкое расширение ресурса на биотехнологии вообще ...

Однако, если уж другие аспекты не позволяют дойти до искомого, возможно мордобойский горизонт что то добавит важного. И да сдохнет любой мудак, трындящий о "счастье исследователя". Я бы с большим удовольствием взял готовую уже проработанную тайцзишную методику, отвечающую требованиям синтеза прикладных, оздоровительных и "ведовских" горизонтов с наработанными не отмазками, а удовлетворительными ответами на множество вопросов изучающего, то есть методику должного качества и использовал бы её, потратив познавательный ресурс на массу не менее, а гораздо более интересных вещей. Только вот нету её в опубликованном виде, да и я исторически погряз в том числе и в этой теме ...

...  

Выводы

В процессе исследований было зафиксировано несколько стоянок, причём начальные и несущественные опустим. С осевого горизонта, а потом и плоскостного пришла модель защитных сметаний, отводившая входящие в объём тела. Воздействия в перпендикуляроной оси вхождения плоскости вправо, влево, вверх, вниз. Простая модель, ориентированная на защитные действия и зависимая от физического состояния, выспанности и т.п.

Далее на плоскостные, а потом и объёмные модели было наложено старое карктюжье представление выделения отводов, ударов, толчков, шагов, захватов - заломов. Это уже система, позволяющая комбинаторику, и опирающаяся на построение базовой динамики тела. Но так же зависящая от невыспанности и прочих физических характеристик. При большой жизненной нагрузке и минмальном времени на практику прикладная ценность усёж сомнительна, хотя перспективы ёсть, ёсть

Далее всплыла тема рефлекторного движения, которая накладывается на объёмную модель движения. Оно не сильно ушло от предыдущего, но уже можно несколько повысить реактивность. Ну и собственно здесь нарисовался потолок и этого углубления. Ясно, что с позиции мордобоя это уже можно развивать, даже различную энергетику и физиологию притягивать, но это уже потолок. С которого собственно и начинается непосредственно тайцзицюань ...

И что же было получено в результате ? Есть базовые формулы движения, которые пришли к некоторому интегральному знаменателю. На эту базовую формулу движения натянуты прикладные арсеналы - ударная, толчковая, защитная техника, техники передвижения и немного цинь-на. Эти виды технических действий немного обкатаны на стене-макиваре-груше, подготовленны импровизационные лу для каждого вида технических действий по уровням и направлениям, и для комбинаторики. Получилось что то типа целевых ката каратэ, но с биомеханической и энергетической тайцзишной базой. Понятно, что база должна адаптироваться к прикладным задачам. Для этого и углубление, чтобы посмотреть на базовые формулы ещё с одной стороны. Далее вышли на обкатку с людьми. И вот здесь начинают вылезать потолки, которые требуют отдельных усилий по проработке

Об этом и поговорим ... Итак, что НЕ даёт обычный неприкладной подход в изучении тайцзицюань ? Чувство дистанции при работе с партнёром, алертность и психологическую подготовку, готовность действовать реально, практическую наработку спортивных и прикладных техник бестравматического контроля, травмирования и тотального поражения, понимание "работающих" траекторий. Слово "силовых" не написал, ибо для тайцзицюань работающие траектории опираются на биомеханическую выстроенность, энергетические ощущения, использование сухожильных и связочных тканей. Далее перечисляю - сложно или невозможно получить ощущение требуемых от тела качеств, в том числе укрепления прикладного укрепления тела, распределения и траты сил, углубление в возможности бесконтактного воздействия и т.п.

Для части перечисленного существуют "костыли", позволяющие быстро получить результат, но большинство перечисленных целей на мой взгляд может быть достигнуто только погружением в прикладной мордобойский горизонт, когда отличия между. Различными видами мордобойства стирается и на первый план выходят прикладные нюансы, одинаково применимые к разным системам. При этом именно владение навыками и нюансами, а также практический опыт являются следствием прикладной эффективности, а не владение той или иной системой "ах каких тайных" знаний. Тайцзицюань же привлекает многих параллельной проработкой многих же векторов, из которых мордобой стоит далеко не на первом месте, и если практикующий и достигнет чего то в мордобойском смысле или не достигнет, существует и масса других достигаемых целей

А за мордобоем на мой взгляд нужно идти в мордобойские системы. Тайцзицюань при этом может дать вспомогательное понимание многих нюансов. Если же изначально ставить на ТТЦ только как мордобойскую систему, можно разочароваться по причине отсутствия тиражируемых методик, доступных преподавателей, разброда и шатания в среде "практиков". С другой стороны неакцентированная практика подводит к навыку целостного движения, знания тела, и даже выводит на какие то базовые мордобойские темы после десятка - двух лет занятий. Но в секции рукопашного боя или самбо именно мордобою обучат быстрее и качественнее

 
 

Обзор
Модели
Базовые движения
Примеры раскадровок
Выводы


 
текущее понимание
формула движения
вопросы инструктору

понятийные узлы
мои статьи по теме
мои видеонаработки
медиа разных авторов
ссылки на источники

очередные глобальные итоги

 
     
   
   
    Нравится      

(C) Белонин С.С., 1974-2017. Дата последней модификации страницы:2017-11-08 23:08:28