Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Начальное объяснение или хореографические модели  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы

Обзор

Ключевые выводы сразу

Они являются чистым Инь, тем, что есть - без объяснения и понимания, но с очувствованием. С них всё начиналось, как с заученных когда-то танцев, рисунков движения, то есть хореографии классических форм - таолу, за ними последовали структурные модели, и к ней же время от времени всё возвращается на новом витке понимания

Всё Дальше идёт размусоливание по теме

При рассмотрении систем, подобный тайцзицюань, сталкиваешься в двумя исходными предпосылками. Одна говорит, что все подобные системы являются порождением своего времени, когда неграмотные новички не в состоянии воспринять сложные теоретические построения, и потому объяснение рассматриваемой системы должно быть примитивным. Вторая трактовка говорит о том, что нетехнологические цивилизации, в частности породившая рассматриваемые системы культура Китая (Филипин, Индии и т.д.), достигли высот и большой детализации понятий и связей между понятиями, и рассматриваемая система объясняется многодетально

Первый подход озвучивался такими исследователями, как А.Медведев и Ю.Сенчуков, его же приходилось слышать от специалистов по тайцзицюань, занимающихся преподаванием - "тайцзицюань состоит из простых движений". Здесь правда есть подводные камни, когда простота выливается в небольшой набор базовых навыков движения, формируя т.н. кустовой метод построения движения, связанности и взаимоподдержки элементов всей системы

Второй подход характерен для Мантэка Чиа, клуба Инби (Олега Чернэ) и парадоксальным образом у того же А.Медведева, когда даже при условии использования кустового подхода количество элементов учения велико. Здесь рассматриваемые системы воспринимаются как часть гораздо более детального учения (обычно это даосизм), имеющего бесчисленное количество деталей, интерпретаций, акцентов от оздоровления до бессмертия и соответствующих этим аспектам бесчисленных практик

После изучения хореографии естественно желание объяснить суть явления максимально простыми моделями, не до кустовых методов, базовых элементов движения, и тем более не до сложностей даосских теорий. Первое, что бросается в глаза при исполнении формы - постоянный перенос веса с ноги на ногу, описанный у различных исследователей, а также скручивание туловища вокруг вертикальной оси

Довольно долгие попытки натянуть хореографию на эти базовые движения, не привели меня к детальному пониманию формулы построения движения, потому что существует масса более мелкомоторных движений, такой моделью не охватываемых. Кроме довольно простой модели, названной мной впоследствии "одна ось и вращения", учитывались такие классические моменты, как "одно двинулось - нет ничего не движущегося", "верхнее и нижне друг другу следуют, правое и левое друг друга дополняют", "сустав за суставом пронизываются и нанизываются"

Но основополагающей была формула "одно двинулось - нет ничего не движущегося". Вопрос ставился о поиске универсальной формулы движения. Предпосылками для такого поиска послужил постулат о том, что в основе движения в тайцзицюань лежит учение о наматывании шёлковой нити - чань сы цзинь. И хотя детального и полного объяснения сути наматывания не было, существовали фрагменты объяснения

В частности приводилось описание движений чань сы для одной руки, и говорилось, что наматывание в ногах следует за движением в руках. Кроме того говорилось, что описание движений всего тела слишком сложно, и что обычно следят за одной конечностью, что определяет движение во всех остальных конечностях

Понятию наматывания и вытягивания шёлковой нити планируется посвятить отдельный обзор. Здесь же скажем, что доступные на момент исследования описания чань сы цзинь, а также постулат "одно двинулось ..." породили у меня представление о существовании простой формулы движения, в которой движение любой части тела однозначно определяет движение всех других частей тела

Изначально поиск определялся Янским "представьте, что движется только дянь тянь", но при этом возникает масса вопросов к мелкомоторным движениям конечностей и позвоночника, которые могут быть такими, как в классической хореографии формальных последовательностей, а могут быть и другими. Постулат о том, что достаточно знать движение одной руки или ноги, чтобы определять движение всех частей тела, и при этом не нужно других знаний - был признан недостаточным для построения адекватной формулы движения

Да, в настоящем цикле обзорных статей рассматривается только исследования, связанные с Чэнь ши. Более ранние периоды, соотнесённые со взаимодействием с Чжэнь, Ян и У (Хао) направлениями, можно рассматривать только как подводящие и в настоящем цикле их рассматривать не планируется. Период акцентирования "начального объяснения" примерно 1996 - 2001 гг. Основными источниками информации этого периода стали книги Гу Люсиня в переводе М.М.Богачихина, и попавшаяся автору через доброго знакогого Виктора Локтионова автору на несколько лет позднее книга Чэнь Чжэнлэя в переводе Алиева, а также материалы Мантэка Чиа и множество других материалов, более акцентированно рассматривающих те или иные аспекты, применимые и к тайцзицюань

Рассматривать формы как набор "приёмчиков" не приходилось с самого начала, т.к. вводные о том, что формы тайцзицюань не являются набором приёмов, но являются отражением неких универсальных принципов, позволяющих выстроить движение, были доступны с самого начала. Например об этом говорят в своих книгах Мантэк Чиа, Чжоу Цзунхуа, Гу Люсинь (в переводе М.Богачихина), им же вторит Ян Сибельсдорф, говоря о понимании принципа. О том же говорят гранды, в частности Чэнь Чжэнлэй и Чэнь Сяован. В то же время каждая форма может быть "раскадрована" как минимум как несколько конкретных методов

Таким образом первые подходы к пониманию, что же такое есть Чэнь ши тайцзицюань, опирались на выделение типовых внешних движений. Эти подходы не позволили выстроить законченную модель движения, что послужило мотивацией для продолжения исследований

Т.к. тело является сложной динамической структурой с большим количеством степеней движения, дальнейший поиск направился в сторону биомеханической модели тела, определения возможности существования точки контроля, однозначно определяющей движение всех частей тела и увязки движения частей тела с такой точкой

Фото и видеоматериалов, демонстрирующих форму, ограниченную моделью "одна ось и вращения" публиковать в настоящее время не планируется. Практикующий сможет воспроизвести модель при условии знания хореографии, непрактикующий должен понимать, что на сайте публикуются рабочие материалы, адресованные разделяющим практический опыт и формируемые автором таким образом, чтобы не иметь смысла и ценности для тех, кто не находится в потоке биотехнологических практик

Модели


Хореография. Первый лу лао цзя Чэнь ши тайцзицюань    

Хореография. Первый лу лао цзя Чэнь ши тайцзицюань в зеркальном исполнении    

Хореография. Второй лу (пао чуй) лао цзя Чэнь ши тайцзицюань    

Видеонарезка. Форма с шестом, первый лу в низкой стойке, шёлковая нить    

Базовые движения

Хореографический подход подразумевает не структурирование, но заучивание наподобие эстетической композиции ... 

Примеры раскадровок

Раскадровки отсутствуют ... 

Выводы

Изучение форм обычно начинается с хореографии - то есть с запоминания рисунка ... 



1974 - 2011 года, (С) Белонин Сергей Станиславович

 
 

Обзор
Модели
Базовые движения
Примеры раскадровок
Выводы


 
текущее понимание
формула движения
вопросы инструктору

понятийные узлы
мои статьи по теме
мои видеонаработки
медиа разных авторов
ссылки на источники

очередные глобальные итоги

 
     
   
   
    Нравится      

(C) Белонин С.С., 1974-2018. Дата последней модификации страницы:2018-01-09 13:27:41