Чэнь ши Тай Цзи

Закон Восьми: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Цирк уехал ... Почему интересуются тайцзицюань  
  Содержимое  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность

Статья переработана. Не секрет, что гимнастка тайцзицюань получила широкое распространение в мире. Занимающиеся приходят с разными целями. Кто то тянется к экзотике, кто то прельщается словами "боевое искусство", кого то влечёт оздоровительный аспект. Есть и такие, для кого тайцзицюань является входной дверью в ворота даосизма и восточного миропонимания вообще, и в этом случае за получившей распространение гимнастикой вырастает гораздо более глобальный образ Великого Предела, в объёме которого уже гимнастика занимает своё довольно небольшое место

Занимающихся много, и люди упорно тратят своё время, силы и внимание на предмет, который годами удерживает их, часто не принося ожидаемых результатов. А между тем обычная картина такова, что человек, живущий с социуме с его стереотипами, признанными взглядами, оценками и понятиями, сталкивается с явлением из совершенно другой культуры, в которой многодетальность и нелинейность являются нормой, и, завороженный открывшейся ему картиной на долгие годы попадает под очарование явления по имени тайцзицюань, оказываясь не в состоянии оценить место и реальную ценность этого явления в своей жизни

Настоящая статья призвана показать один из возможных вариантов такой оценки. Почему "один из возможных вариантов" ? Потому что каждый оценивает для себя сам. Особо продвинутые умеют не оценивать вовсе, но вместо этого взаиможействуют с явлениями. Автор в статье ориентируется не на всё многообразие живущих, но на свои взгляды и оценки, и адресует материалы тем, кому его оценки близки. В то же время оценки по таким позициям имеют свойство меняться со временем под влиянием появления новых переменных в общем уравнении, так что не факт, что описанный срез будет актуален. Но сам факт и детали формирования таких срезов может быть полезен ищущему

Интересующихся тайцзицюанем за последние 30 лет сильно поубавилось, как и интересующихся различными телесными практиками вообще. Связано это в первую очередь с развитием доступности информации и информационной загрузкой современного человека. Стали доступны компьютеры, умные мобильные телефоны и планшеты, и возможность проводить время в различных социальных сетях, за просмотром массы фильмов и за играми. К тому же истинная ценность систем мордобоя, в том числе и ушу, а тем более таких сложных дисциплин, как внутренние стили стала гораздо понятнее и приземлённее для интересующихся темой. Во первых мордобойский горизонт, привлекательный для многих, оказывается не так уж эффективен и востребован. Ибо есть оружие, есть заточенные под мордобой прикладные системы, КПД которых и эффективность в разы выше, есть встроенность явлений в культуру, где ушу без адаптации и переобъяснения выбивается из потока культуры России. И есть опыт, говорящий о том, что мордобой - это отдельная дисциплина, имеющая массу не связанных с тем или иным стилем и предлагаемой ими культурой движения деталей

Алхимические горизонты всё больше обходятся уважаемыми авторами, говорящими о том, что современные стили не несут полного комплекса знаний, во всяком случае доступных массово. Да и грызня междук стилями за историческое первенство, как и отсутствие публично доступной инженерной модели посторения стиля, вносят свою разрушающую лепту в решения интересующегося. Кое какие аспекты сейчас проясняются, однако наличие детальных альтернатив, таких, как илицюань с его детальной теорией и тиражируемой методикой обучения, оставляют тайцзицюаню мало шансов на интерес живущего. Мой редкий случай объясняется инерцией от вложенных сил в разбирательствах с темой ещё в то время, когда было принято пытаться понять на волне энтузиазма без учителей и детальной информации

Итак. Что такое тайцзицюань, и что такое Тай Цзи, и каково их место в жизни современного жителя городов Руси ? Если уж человек дошёл до того, чтобы задавать такие вопросы, значит самого явления ему уже не хватает. И потому вместо плетения долгих причинно - следственных связей, выводов и прочего мудрствования я сразу опишу базовую мысль - и гимнастика тайцзицюань, и гораздо более обширное явления Великого Предела, находятся на своих горизонтах в единой иерархической модели понятий, но и то, и другое далеки от полного охвата Жизни. Это касается и понятия Великий Предел, которое является частью культурного потока Поднебесной, но всё же при этом это только один культурный поток

А современное построение Жизни не предполагает нахождение живущего в одном культурном потоке, и не предполагает оперирование живущего в одном культурном потоке. По крайней мере это верно для жителей современной России (здесь как раз правильнее говорить про Россию, а не про Русь). Задумываться о надкультурных моментах социум не учит, и иллюзия пребывания в "единственно существующем и верном" кольтурном потоке то и дело натыкается на нестыковки, порождённые смешением культур, религий, понятий и традиций. Термин "метакультурность", давно используемый автором, зачастую вызывает непонимание, однако в этом поле взаимодействий находятся как те, кто не смотрит дальше собственного квартала, так и те, кто по той или иной причине столкнулся с одновременным сушествованием множества культурных и субкультурных потоков

Казалось бы при чём здесь Тай Цзи и тайцзицюань ? Эти явления принадлежат культуре, отличной как от культуры Руси, так и от культуры России, и эти явления развиваются в шкале координат, к которой современный россиянин не очень то привычен. Конечно фактическое взаимопроникновение культур, как и развитие информационных технологий, готовят почву для принятия многих новых понятий, но даосская традиция гораздо больше соотносится с ведовской традицией Руси, чем с привычными социальными построениями, так что разрыв велик. Однако именно носители культуры Руси, с теми самыми "не оцифрованными", по словам современных сатириков мозгами, а вернее не разорвавшие связь с природой в угоду социуму, пытающемуся произвести полное замещение содой природных понятий, могут с пользой для себя воспринять поток знаний, приписываемых даосизму как в целом на уровне таких общих понятий, как Великий Предел, так и на уровне конкретных проявлений, которыми являются китайские гимнастики, медицинские, физиологические и прочие наработки

С пользой для себя - не значит скашивания глаз и перекрещивания в иную культуру. Именно близость понимания глубин Природы, на взгляд авторя являющаяся визитной карточкой любой ведовской системы, хоть с корнями Поднебесной, хоть с корнями Руси, позволяет наполнить и усилить природные аспекты живущего в противовес порабощающим его социальным построениям. Травы, массажи, миропонимание, взаимоотношения с природой могут роднить горздо сильнее, чем то или иное объяснение, порождающее эффект отчуждённости культур. Короче говоря культуры разные, но ведовские традиции гораздо ближе, и если "в своём отечестве" материала и информации не хватает, вполне можно посмотреть на опыт соседей и использовать его как топливо. Не слепо копировать, но перерабатывать и переобъяснять с позиций своей культурной песочницы

Собственно за чем и идёт большая часть интересующихся, не получив ответа на свои чаяния в родительской культуре. Но нежелание пойти дальше и разложить всё "по полочкам" не даёт такому ищущему выработать оптимальное отношение к не совсем понятным ему явлениям, и тем более подвести черту и пойти дальше, и заставляет вновь и вновь вращаться в старых понятиях. А потребность в выработке отношения и в оценках обычно проявляется всё сильнее по мере траты времени, сил и внимания. Понятно, что многое зависит от инструктора или учителя, но качественных специалистов, известных и занимающихся преподаванием, можно пересчитать по пальцам. Все остальные формируют "пространство уплотнения понятия", и занятия с ними позволяют получить дополнительные привязки к теме, но не дают качественной передачи. Привязки ценны тем, что это дополнительная пища для чувств, ибо на что зазвучали чувства - то становится понятным ((С) Калагия). Но активной заслуги таких псевдо - учителей в получаемой ищущим пользе нет, или же совсем немного в тех случаях, когда такой учитель вкладывает искренность сердца, не имея качественной передачи

Не получая полной передачи занимающийся вынужден искать объяснения на стороне. Закономерным для тайцзицюань направлением таких поисков является погружение в родительскую культуру этого явления - культуру Китая, и в суть этой кульутры - даосские традиции, изобилующие натурфилософскими теориями, телесными, дыхательными практиками и практиками работы с сознанием. Погружение в эти темы помогает пониманию тайцзицюань, но если искомым является не только нахождение в потоке, но и получение результатов, то рано или поздно начинается сравнение. Даже пришедшими в тему на волне неясных побуждений и увлечений рано или поздно задаются вопросы - а зачем оно надо и что оно даёт практикующему ?

В наше время информационной доступности такие вопросы всегда сопровождаются сравнением с возможными альтернативами, коих для тайцзицюань предостаточно. Это и "братья по классу" - внутренние стили Китая, доступные в настоящее время. Из наиболее известных можно назвать Син И, Ба Гуа, И цюань, И Ли цюань. Альтернативами являются современные "славянские" системы - например Система, УНИБОС и БАРС, направления Кадочникова, методики Александра Медведева и Александра Белова и другие похожие. Альтернативой являются и такие известные вещи, как бокс, дзюдо и различные стили каратэ и айкидо, и гораздо менее известные - например капоэйра. Альтернативами являются и такие дисциплины, как плавание, спортивное ориентирование, военнизированные игры типа страйкобола, сплавы по рекам, пеший туризм и многое другое, акцентированно задействующее тело. Не всё из перечисленного и не перечисленного можно назвать боевыми искусствами, да и сам тайцзицюань является целым клубком смыслов, и без передачи носителем традиции его прикладная ценность вызывает заслуженные сомнения, но всё это - альтернативы, в которых тот или иной аспект развит больше, чем у других. И такое разнообразие радует, но оно же рождает проблемы с выбором, тем более что и ищущие, и носители традиций все разные ...

Однако и это всего лишь один горизонт понимания, одно Небо - над которым есть ещё немало Небес. Телесные практики - я специально не говорю пафосное "боевые искусства", ибо суть от умения убивать всеми возможными методами уже давно перешла именно к телесным практикам, и правильнее на мой взгляд говорить именно о телесных практиках. Телесные практики в век малой подвижности важны, но это только небольшая часть Жизни, и вопрос "что ищет человек" уже давно имеет не один ответ, а целый "сноп" увязанных или не очень ожиданий, целей и стремлений. Тайцзицюань, доступный в большинстве случаев как некое незаконченное явление, знание которого обычно замещено персональными домыслами и результатом личных поисков, и являющееся естественными воротами в мир даосской, а за ней интегральной ведовской традиции в доступном ныне виде, позволяет открыть для себя гораздо больше смыслов и целей, чем какая либо изначально прикладная система, преподаваемая по подготовленной и работающей методике. Вот только прикладной аспект, который и должен быть мерилом, при таком подходе страдает. И всё же - что есть за пределами телесных практик ?

А там Жизнь со всем многообразием задач и ситуаций, и она рождает гораздо более комплексные стремления и цели, чем любая телесная практика. Это и здоровье, и социальные взаимодействия, и профессиональные задачи, и отношение с близкими и формируемым ими Родом, и понимание Жизни в целом, и возможные многочисленные интересы. Так за малым Небом появляются разнообразные Большие Небеса. Что не отменяет стремлений к достижению целей и малых, и больших горизонтов, достижения, идущего одновременно, ибо попытка достигнуть чего то одного сначала, а другого потом неминуемо ущемляет другие цели и задачи, и вопрос оптимизации использования доступных человеку ресурсов времени, усилий и внимания соотносится с умением выбирать правильные цели, и понимать, на что человека хватит, а на что нет, и что человеку близко и действительно нужно, а что вредно, и чем из вредного он при этом вынужден и может позволить себе заниматься

Всё сказанное останется пустым трындежом для праздно интересующегося, но может оказаться полезным тому кто ищет и кто идёт, даже если он ползёт или ковыляет. Ну а те, кто бежит, давно уже выработали описываемые навыки "знать, чего позволять себе хотеть". И да, Жизнь рождает уже вопросы из разряда "вечных", поиска ответов на которые не избежать. Наработанные в телесных практиках навыки построения многодетальных моделей, объёмного восприятия и мышления позволяют подойти и к "вечным" вопросам, и к повседневным задачам более качественно и результативно. И единственным местом для тайцзицюань является дверка в знания, формируемые внутри народов на основе опыта и обычаев по объяснению мира вокруг, которые востребованы не пеньше науки, и ожидающие своих исследователей, призванных интегрировать научные и народные знания в общем потоке



май 2011 года, переработано в январе 2016, (С) Белонин Сергей Станиславович


 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2019-12-04 00:43:28