Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Углубления при изучении - практический опыт  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность

Процесс растянутого по времени взаимодействия с каким либо явлением часто развивается в направлении углубления, обрастания нюансами и деталями, вскрытием каких - то особенностей, не видимых при поверхностном касании. Взаимодействия автора с явлением по имени тайцзицюань носит как раз такой характер. И, хотя плотность взаимодействия невелика в силу того, что в жизни есть много других моментов, где то естественных, а где то и вынужденных, некоторый процесс углубления имеет место быть, о чём и планируется рассказать

Сводная расширенная таблица моделей поиска и объяснения лежащих в основе формальных последовательностей идей, рождавшихся у меня по мере практикования, вынесена на отдельныую страницу. Общая информауия представлена в таблице ниже

Углубление Комментарии
Плоскостные Увязка внешнего и внутреннего коконов
Осе - Объёмные

В качестве основы - сознательное отставление автором (мной) метода ведения от центра, от внутреннего кокона, от дяньтяня, и опора на ведение внешним коконом. Этот метод потребовался для проведения увязки разобранной в "структурном" углублении биомеханической структуры "физическое тело" в рамках, заданных формальными последовательностями Чэнь ши

Если область нижнего дяньтяня соотносится с понятием внутреннего кокона, то предложенное Олегом Чернэ разграничение функций, при котором внутренний кокон предназначается алхимическим преобразованиям, а внешний кокон контролирует переферию, породило авторский (мой) вариант толкования, при котором физическое тело в своей "внешней" части (опорно - двигательного аппарат, периметр тела/кожа и кровеносная система) принимается как физическая проекция понятия внешний кокон

Другими словами тело как биомеханическая система воспринимается как большой внешний дяньтянь, имеющий определённые степени свободы в своих подсистемах - членах и суставах, внутри которого формируются ощущения движения энергии, причём по увязанным с понятием цзинь сухожильно - мышечным каналам, что порождает внешнее движение

Кстати без практик энергетичекого наполнения это углубление становится малопригодным для чего нибудь ...

Структурные

Задачами, акцентированными на этом углублении, стали детальное понимание перемен в теле при прокручивании классических последовательностей форм. Большое количество вариантов исполнения без четкой инженерной модели, несущей суть, породили желание разобраться, как и ПОЧЕМУ правильно делаются формы. Предложенный Олегом Чэрнэ вариант подключения сознания к практикам чётко состыковался с моим пониманием необходимости инженерной модели, и надолго определил направления дальнейшего поиска в сфере тайцзицюань

Предложенное Олегом Чернэ восприятие тела как части материала, инструмента и исследования алхимического процесса не менее чётко состыковалось с проводимым мной в то же время изучением и проработкой материала по биомеханике человеческого тела и её увязки с прямыми и обратными связями, на наличие и особенности которых автор вышел благодаря интересам в сфере экстрасенсорики и проводимых разделяющей этот интерес врачом спортивного диспансера Синицкой В.Я. исследованиях, в которых автор принимал участие. В контексте тайцзицюань говорить о непонятном термине "энергия" на мой взгляд проще всего как раз через понятие прямых и обратных связей

Начальное объяснение хх
Хореография хх
Подводящие хх

Обращаю внимание на интересный факт - современное практикование тайцзицюань перевёрнуто с ног на голову. Вместо того, чтобы получать базовую формулу движения практикующие начинают с формальных последовательностей, иногда получая перед этим информацию о принципах, являющихся незаконченным и противоречивым в устах разных специалистов набором базовых требований, а также иногда получая информацию об упражнениях шёлковой нити, претендующих на несение сути, но также не являющихся законченной формулой построения движения (автор сталкивался с несколькими трактовками понятий наматывания нити). В результате большинство уходит, меньшинство упорно продолжает заниматься "неизвестно почему так", и самое меньшинство от меньшинства пытается понять, чем же оно занимается. В результате технологии, имеющие высокий потенциал увязки природных и социальных аспектов, постепенно сходят на нет, теряя вложенный в них создателями заряд существования

Самым важным углублением, на взгляд автора, является переход от интереса к практикованию. Интерес можно назвать подготовительным этапом, но не более. Начало практики уже что-то, обычно акцентированное на формальных комплексах. Хорошо и правильно говорить предварительной подготовке и подводящих методиках, но, в силу обычной недоступности начинающему формализованной модели движения в законченном виде говорить о подводящих методиках, проверяемых известной моделью, не приходится. Практика такова, что обрывки подводящих методик могут быть или не быть, и в качестве обрывков подводящих методик могут выступать упражнения так называемого наматывания шёлковой нити, или "чань сы цзинь". А вот изучение форм (формальных комплексов) является первым крупным шагом. Автор называет этот этап "изучением хореографии", и считает самым первым углублением

Почему "изучение хореографии" ? Изучение рисунка движений без доступной полной модели движения, с которой можно сверяться, похоже на изучение танцев. Вы научаетесь делать какие то движения, но не знаете, с чем вам сверяться и на основании какой модели вы можете проверить корректность или некорректность движений. Так что вы изучаете танец, с тем отличием, что вы допускаете, что изучаемая вами хореография (танец) может нести в себе законченную модель - если очень внимательно присмотреться к изучаемому рисунку движния. Чем все последующие углубления и предстоит заниматься, и лишь в очень отдалённой перспективе возможно переключение акцентов. Так что всё начинается с хореографии

Изучение хореографии занимает в среднем от полугода до года, если говорить не об упрощённых, но о классических формах. С момента изучения рисунка начинается процесс постоянной корректировки. Объективная реальность такова, что процесс даже самой начальной корректировки будет занимать какое то время, а именно как минимум несколько месяцев, после чего можно будет говорить о знакомстве новичка с рисунком движений. Важно, что и в дальнейшем корректировка будет идти практически всегда

После начального ознакомления с рисунком движений возникает закономерный вопрос - что с этим знанием рисунка движений делать дальше ? На русском языке доступно довольно много материала, в том числе содержащих как описание "базовых принципов" движения, требований к частям тела, распространённых ошибок и важных акцентов. Другое дело, что многие практикующие оставляют какие то письменные материалы, и доступные суммарно материалы являются разрозненными, временами противоречащими друг другу и не целостными. К тому же законченной модели движения в публичном виде нет, и потому всё остальное воспринимается именно как разросненные куски, возможно принадлежащие чему то целостному, а возможно и просто надёрганными из понимания разных людей. Особенности сознания современного носителя культуры Руси подразумевают важность наличия более - менее целостной модели для понимания и соотнесения с такой моделью для оценки и выявления адекватности или неадекватности

Изучив рисунок движения, новичёк неизбежно сталкивается с вопросами - зачем оно нужно, и что именно он хочет получить от этого своего знания, и, самое важное, почему эти знания именно таковы. Эти вопросы могут возникнуть не сразу, некоторое время человек может практиковать в угоду моде, за компанию или по каким либо другим социальным причинам. Большую свинью может подложить учитель или инструктор, или старший товарищ, если таковой имеется - сказав, что нужно просто практиковать не задумываясь, а остальное приложится со временем. Самое интересное, что доля правды в этом есть, но "хоть что - то" начнёт прикладываться в том момент, когда практикующий начнёт задумываться. Приходит время, и отмеченные вопросы появляются в голове практикующего, и возникает потребность в получении ответов

Автор задавал часть этих вопросов практически сразу, перейдя к знакомству с рассматриваемым Чэнь ши тайцзицюань с форм Чжэнь Маньцина, упрощённого Ян ши и форм семьи У (шумного), но в течении времени ответы меняются. Вторым углублением можно считать момент появления таких вопросов и первый более - менее целостный ответ самому себе. Для автора первым вариантом наполнения формы было энергетическое наполнение в том смысле, в котором это принято в более распространённом Ян ши в публичном варианте. Вкупе с биоэнергетическим акцентом такой подход позволяет нарабатывать ощущения плавности, текучести, раскрепощённости и непрерывности. Важно, что именно культивация этих ощущений в движении является основой так называемого оздоровительного тайцзицюань, и если ставить целью некоторое улучшение физического состояния, можно остановиться на этом

Здесь открывается широкое поле для дельцов денег, и этот аспект наиболее доступен и понятен для массового использования. Справедливости ради нужно сказать, что для тех, кто выбрал аспект делания денег основным, Чэнь ши является избыточным и громоздким, и правильнее на взгляд автора смотреть в сторону Ян ши. Справедливости же ради нужно сказать, что, при всём оздоровительном аспекте, такие занятия вырабатывают "ложные ощущения" в смысле того, что культивируемая "оздоровительная" модель движения не проходит проверку скоростью, нагрузками и соответствием множества других моментов. Именно соотнесение с требованиями внешнего мира позволяют сделать адекватные оценки своих достижений. Для кого то достижения, а для кого то - неуклюжесть и отсутствие достаточного контроля ... кому что нужно

Следующим моментом, вылившимся в смену манеры движения и понимание форм, стало привлечение понятий биомеханики. Об опорности и выстраивании движения к тому времени только стали говорить как в появившихся на русском языке книгах (читать на других языках автор в то время не мог), так и в альтернативных источниках, в частности у последователей. Кадочникова. Однако и доступная информация о спиральности усилия выводила на понятия выстраивания и опорности. Однако знать о существовании таких понятий - совсем не значит понимать явление в деталях, и уж совсем не значит каким то образом информацию перевести в область практики

Первой моделью выстраивания движения стала модель комбинации поворотов относительно оси позвоночника и смены веса с ноги на ногу. Конечно же выбор модели соотносился с определёнными высказываниями классиков о сути тайцзицюань, как и во всех последующих шагах и моделях ... В данном случае основой послужили среди прочего формулы "сустав за суставом нанизывается и проницывается" и "верхнее и нижнее другдругу следуют, правое и левое друг друга дополняют". Попытки натянуть хореографию на эту модель продлились больше года, и увенчались выводом о недостаточности принятой к рассмотрению модели движения. То есть если общие особенности рассматриваемой модели вполне соотностяся с рисунком движения, то мелкие частности хореографии не вписываются в модель и не совпадают с ней. Что же ошибочно - модель или хореография ? Именно в это время автор прочувствовал всю важность наличия законченной модели движения. Процесс воспитания навыка, то есть переведения понимания в "тело", является долгим и трудоёмким, и если этот трудоёмкий процесс усложняется отсутствием эталона, с которым можно сверяться и к которому нужно стремиться, то это уже совсем беда

А теперь практикующие могут задуматься о том, что при отсутствии законченной модели движения - заметьте - не сбора требований к движению, а именно инженерной модели, описывающей каждую фазу движения в мельчайших аспектах, а также вскрывающей связи с декларируемыми принципами, выводит на место эталона мастеров, манера исполнения которых также отличается друг от друга. То есть что ? Эталона нет. А значит на передний план выходит опыт и масса практических наработок, позволяющая переходить в разряд достигших и задавать правила игры. Следствием этого является разница, а иногда и плевки мастеров (хотя бы в виде различного толкования) в сторону друг друга. Всё было бы ничего, если бы речь шла не о тайцзицюань, то есть не об искусстве движения, объемлющем всё

Декларируемая соотнесённость с даосским потоком и основаннось на учениях Инь - Ян, У Син и цзин ло заставляют задуматься - почему основанная на этом же культурном потоке и этих же учениях традиционная китайская медицина вполне себе формализована и имеет доступную публично теоретическую модель, а тайцзицюань, являющееся по сути сплавом биомеханики, дисциплиной по определению формализованной, энергетической модели, разделяемой с традиционной китайской медициной и культурного потока в виде известных и. доступных учений формализовать до деталей никак не могут. Верится с трудом, и эти сомнения подтверждает практика становления молодого поколения семьи Чэнь, когда годам к 30 становятся признанными мастерами

Однако следующим углублением автора, всплывшем в сознании, стало понимание фразы "бусины на нитке" применительно к телу. Часто этот образ соотносят с позвоночником, но, кроме позвоночника, этот образ описывает всю биомеханическую структуру тела, а точнее аспект передачи усилия от сустава к суставу. Здесь проявляется ещё один образ, образ Девяти Дворцов. Его соотносят с девятью внутренними и внешними энергетическими центрами, например такое соотнесение предложено в одной из книг Олега Чернэ. "Приближенные к приближенным" к мистическим кругам говорят о существовании аналогов индийских чакр в даосской традиции, и даже не семи, а девяти. Но, кроме того архетипу Девяти соответствует девять уровней суставного построения тела - стопы, колени, бёдра, живот (крестец), грудь, плечи, локти, кисти и голова, которым также приписывается название Девяти Дворцов, и которые последовательно опираются друг на друга. С момента, когда важность этого понята, появляется возможность более качественного движения, охватывающего всё тело. Важно также, что на этом углублении ярко проявилось создействие на сознание. При одновременном охвате сознанием 15 (пятнадцати) центров преобразования усилий - это если учесть парные суставы в тех самых Девяти Дворцах - сознание приучается работать в объёмном режиме, не так, нак привык обычный социальныё хомо, думающий головой, а не всем телом ... Но это уже совсем другая история об алгоритмах мышления и чувствования, являющейся частью уже совсем другой истории

Но, во первых, образ жизни современного жителя городов не только не помогает суставам, да и всему телу, естественно двигаться в в полном объёме отпущенных Природой степеней свободы, но и напрямую калечит человека, приучаяего к небольшому диапазону движения и провоцируя косность, следствием которой являются изменения в биохимии. То бишь качестве тканей тела. Одновременно с этим современные социальные построения выжигают силы и внимание человека вопросами выживания - заработка на жизнь, решения определённых условностей и т.п. Так что в общем случае имеем мягкий вариант концлагеря в качестве предлагаемых социумом условий от рождения до смерти. Социум вас потребляет. Гастрономически. И что ? Обратно в пещеры ? Неприспособлены мы для этого, да и информационное пространство стало настолько естественной частью жизни, что без него человек современный уже не полноценен. Здесь, на взгляд автора, полностью прояснённые и очищеные технологии, такие, как тайцзицюань, и не упрощённый, а тот самый, всеохватывающий, могут просто помочь вашему выживанию и сохранению хоть какого то душевного и физического здоровья

Следующим углублением, опять же поменявшим манеру движения в сторону местами даже ухудшения внешнего движения, стала модель соотнесения ощущения соотносимых в 24 классическим каналами каналов сухожильно - мышечных со структурой опорно двигательного аппарата и разрабатываемой автором трёх - осевой моделью, в соответствии с которой первый лу Чэнь ши тайцзицюань (вариант Чэнь Чжаопи) был разложен автором на примерно восемь сот фаз перемен в соответствии с основным направлением движения по осям верх - вниз, право - лево и перед - зад в 2005 году

Эти авторские материалы послужили основой для последующих исследований. На этом горизонте сыграли роль изучение отдельных аспектов даосизма в представлении цикла книг китайско - американского мастера Мантэка Чиа, цикла книг и небольшого количества занятий в одной из региональных групп российского мастера Александра Медведева (декларирующего свою непосредственную причастность к даосизму) и взаимодействия с клубом Инби ещё одного российского специалиста по даоизму Олега Чернэ, а также более плотная проработка доступных к тому времени источников по тайцзицюань, другим аспектам даосизма и другим моделям движения. Важным в смысле оценок и жизненного понимания аспектом явилось взаимодействие с основателем центра изучения традиционного славянства (и не только славянства) "Истоки" в г. Брянске, и некоторое погружение в тему возрождения славянской, в том числе ведовской, традиции различными реставраторами

Но опять же - очередной выбранной для проработки модели оказалась недостаточно, что повлекло за собой следующие углубления, разработку и анализ более сложных моделей. Однако это уже другая история, осложняемая тем, что ресурс времени и услилий на изучение этой темы у автора сознательно ограничен. Здесь же я прерву описание и перечисление моделей, потому что целью настоящей статьи является описание возможных векторов движения для интересующихся явлением, но не получивших истинную передачу от носителя традиции. Что же, самым большим учителем является Жизнь, и наличие или отсутствие в вашем багаже передачи каких либо традиций, по большей части добавляющих вам обязанностей, в наш век информационной доступности не является таким уж важным показателем. Гораздо важнее, сколько сердца, времени и усилий вы можете вложить в то, что уже доступно. Важно показать итеративность процесса исследования, а также необходимость построения адекватных, а значит достаточно сложных моделей, для того, чтобы охватить явление в целом и классические формальные последовательности в частности. А к моделям и мы возвратимся в следующих статьях



август 2010 года, (С) Белонин Сергей Станиславович


 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2019-12-04 00:43:28