Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Что такое формы и зачем они нужны ? (часть 2. Образы)  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы

В первой части статьи были представлены общие взгляды на классические последовательности тайцзицюань. В настоящей - второй - части я планирую пойти дальше. Раз уж формам придаётся уникальное значение, исследователь и практикующий вправе ожидать от форм несколько результатов. Как минимум это постижение через практику форм модели движения, а ещё глубже - лежащих в основе форм принципов построения движения. И такая работа ведётся, о чём собственно рассказывает весь этот сайт

Однако есть неочевидные вещи, о которых хочется сказать. Причисляющие себя к последователи внутренних боевых искусств и алхимических практик даосизма зачастую наследуют идею предвзятого отношения к другим сторонам кульутры Поднебесной, а также и других культур. В частности есть у китайских мордобойцев "звериные" стили. Ну там - обезьяны, змеи и тому подобное. Особенно тайцзицюаньщики относятся предвзято - мы мол тут в высоких материях находимся, а оне ... Оно и понятно - в СинИ есть формы 12 животных, в БуГуа тож приходилось слышать. Но. В любом случае в начале лежит образ. И если кто то взял за образ подвижную и сильную обезьяну, а кто-то другой взял за образ символы отдельных даосских учений, механизма это всё равно не меняет. По сути то

Весь поиск тайцзишниками лежащих в основе формул движения сводится к поиску ключевого образа. Который уже будет насыщать психику, и, если впишется в биомеханическую телесную модель, так создаст и резонансные построения. Взаимоусиление типа, чтобы мозгу было удобно думать на определённый манер, совпадающий с тем, как тело движется. Кумекаем ? Поиск модели движения не отделим от образа телесного построения (идеала) и образа манеры движения. Так сказать инженерный и культурный варианты. В вот ведь что интересно - нигде в литературе и при общении с практикующими не предлагается сводить тайцзицюань к визуализированию диаграммы тайцзиту. Хотя и приходится слышать об их неразрывной связи. Нигде не приводится чёткая детальная "раскадровка" состояний тайцзиту и каждой части каждого движения и позы классичесчких последовательностей

Кое где обрывками долетают исторические сведения - мол, раньше искусство называлось мягкий кулак. Ни о каком ТайЦзи цюань речи не было. Мы не знаем, так оно или нет, но знаем, что современный русский последователь тайцзицюань подсознательно, за названием, видит в нём технологию вседетального охвата предмета, проработанную и с доступной методологической базой. Это потом он лупится в бетонные стены отсутствия методологий, инженерных моделей и учится отделять разнообразную пургу от крупиц, которые возможно впишутся в объяснение

Я не раз проходил по кругам этого "ада", и продолжаю по ним идти. И вот здесь хочется формализовать те варианты образов телесности и манеры движения, которые сформировались в процессе движения по пути. Этих вариантов несколько, описывать буду только ключевые на мой взгляд. Почему это важно ? Ибо убеждён, классические последовательности не имеют самостоятельной ценности. Их задача вывести практикующего на понимание формулы движения и требований к телу, которые позволяют эту манеру движения чувствовать удобной и естественной с одной стороны, и не вступать в противоречие со всей остальной жизнью живущего с другой стороны. Вывести до состояния, когда можно будет строить свободное движение

То есть образ должен ещё и Жизнью поддерживаться, чтобы вы могли идти дальше, а не бороться то ли со своей жизнью, то ли с тайцзицюанем. Тут ещё и прикладной вектор выплывает. Вот Кадочниковцы утверждают, что их наука - это мордобой, но он позволяет побеждать даже раненому сильного противника. А что будет с манерой движения тайцзишника, если ему бедро прострелят или проткнут ножом ? Это тоже обязательные для поиска ответа вводные. Можно конечно говорить, что в оздоровительной гимнастике такие вопросы не надо задавать, но мы ведь говорим о системе движения, не о мордобое даже. И смотрим на её плюсы и минусы. И в силу личных причин мне очень интересны методы резкого повышения КПД. И у меня красивого ответа на момент написания этих строк нет, но есть понимание какое то - что учитывать и на что смотреть

Итак, образы телесности и манеры движения. Важнейшим требованием является проработка и поддержание тела в определённых качествах, проницаемости без закрепощения и структурности. Это значит, что социум, впрягая вас в свои ритмы, уничтожает вашу телесность, создавая условия для того, чтобы вы забыли себя. И для банального выживания уже необходима практика. И эта практика должна в том числе поддерживать ваши биохимию хоть в каком то качестве

Считаем, что от социума мы уйти не можем, значит нужно использовать его любой ценой для достижения своих целей, вплоть до отказа от человеческой, и несомненно социальной, самоидентификации. Что, впрочем, считается вполне нормальным у шаманов Мезоамерики, у Даосов, у Вайшнавов Индии и в возрождаемом ныне ведовстве. Только в аврамических потоках это плохо - как же, человек хочет углубляться в себя, а не помирать на благо паразитического социума. Зачем я говорю об этом в посвящённых тайцзицюань разделах ? А потому что без этого не выжить сейчас, и оторванное от общего потока тайцзицюань только будет забирать у вас те силы, которые акцентируются в этой практике. Так что или в глобальное ведовство пожалуйте, или вы бросите это тайцзицюань, потеряв гораздо больше, чем получив. Возвращаемся к образам

Тот поток практики даосизма, который я создавал совместно с несколькими попутчиками и в котором я шёл, был довольно жёстким. Не слушается тело или сознание ? Измени его, любой ценой, часовыми ежедневными столбами, выстраиванием вегетарианских диет, практиками с энергетикой и внутренними органами, многочасовыми банными процедурами, полной сменой установок в сознании. Иначе ты не сможешь получить результат. Измени любой ценой, перестань быть человеком, перестань общаться с быдлом, что есть все, не разделяющие твои взгляды и, самое главное, практику. Научись при этом общаться с быдлом, чтобы они не чувствовали в тебе слишком чужого и не мешали идти своим путём. Научись убивать, хотя бы на животных, лгать, мимикрировать и заниматься тем, что противно, но приности результат. Научись делать это сквозь слёзы души, которые ты не в состоянии остановить. Хе хе, сказанул

В результате в какой то момент я оказался на перепутье, и предпочёл не нырять в неведомое без компетентного учителя, выстроенного потока единомышленников, доступного детального учения и примеров достигшиг перед глазами. Вместо этого я остался жить, идя к искомому в чём то другими путями. Я восстановил мясные диеты, набрал 35 килограмм к имеемым ранее 69, и очень сильно съехал в плане качества биохимии, а значит проницаемости, энергичности и выностивости. По дороге оказался погребён под социальными отношениями, ипотеками и необходимостью их обеспечивать. Но я убеждён, что это не навсегда. Я знаю, что социальным быдлом я уже никогда не стану, даже если буду десятилетиями играть эту роль и сдохну с этой маской

Но что это значит для тайцзицюань и практикующих его ? Это значит - оптимайзинг. Оптимайзинг системы под занимающегося и занимающегося под систему. Первого не делает практически никто, считая, что занимающийся должен измениться под систему. И забывая, что кроме прирожы живущий живёт в социуме, и живущий живёт свою Жизнь. А инерция материи подразумевает, что меняться можно по определённым векторам, и если они не поют в унисон, сил придётся вложить вдесятеро, а результат не факт что будет

К сожалению вынужден сказать, что встретить достигшего мастера, который понимает детали и сможет провести оптимайзинг под вас, сейчас невозможно. Можно только идти путём ученика - исследователя, десятилетиями просеивая и собирая информацию в свободное от свободного времени время. Никакого другого тайцзицюань сейчас нет. Впрочем, есть Чэнь Юй и Роман Романов, которые могут научить некоторому прикладному значению. Но это их видение тайцзицюань, которое, как мне кажется в силу определённых причин, не разделяется кланом Чэней. При всём глубочайшем уважении к Р.Р. Вопрос в том - что же остальные, либо опирающиеся на костыли других систем, либо занимающиеся не ясно чем вообще ?

Возвращаясь. Оптимайзинг человека под систему будеть происходить обязательно. Но хотелось бы, чтобы он не калечил человека, а раскрывал заложенные в теле возможности. В этом смысле образ телесности, предлагаемый одним из направлений даосизма, пришёлся как нельзя к месту. Троичность. Ноги, туловище и руки являются отдельными горизонтами, служащими опорой друг для друга. Да, в соответствии с учением Человек-Земля-Небо. Однако этот образ недостаточен. ибо что то должно двигать. Так, кстати, появились отдельные модели объяснения и образы

НомерОбраз телесностиОбраз движенияМодели объяснения
1сухая биомеханическая Сунь Лутановская перемены в кубе объёма ведомые мыслью двухосевая, трёхосевая, плоскостные
2энергетическая пульсирующего шара. Ну нема у меня альтернативы образу, обеспечивающему пребывание, опорность и управление движением в течение Жизни движение энергии вслед за мыслью. Но помним - "воля должна направляться на дух, а не на ци. Если на ци - будет застой" трёх осей и ритма, ритмические,
3Тело как есть Прикладная комбинаторика Прикладные

При выработке объяснений к формам приходится придерживаться каких то критериев, это влияет на результат. Можно рассматривать формы как набор приёмчиков, можно рассматривать формы как набор действий, акцентирующих усилие в какой-то точке, можно рассматривать формы как отражение перетекания в теле как замкнутом объёме, при котором любая (с некоторой натяжкой) точка тела может производить взаимодействие с внешней средой. На мой взгляд все эти варианты имеют право на жизнь и реализуются одновременно. Хотя долгое время я придерживался только третьего варианта, когда перетекание объёма не мешает ему пребывать и не позволяет "шарахаться" от места к месту, но уводит перемены вглубь тела

Не дописано ...


 



март 2010 - январь 2011 года, (С) Белонин Сергей Станиславович


 
     
   
   
    Нравится      

(C) Белонин С.С., 1974-2018. Дата последней модификации страницы:2018-01-09 13:27:33