Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Откуда и зачем распространяестя тайцзицюань ? (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы

В наше время чем то разным под общим время тайцзицюань занимается гораздо больше народу, чем, скажем три века назад, и как то совсем не слышно о великих достижениях этих занимающихся. Так что же такое тайцзицюань ? Почему оно получило некоторое развитие в современном мире ? И что оно несёт - вред или пользу ? Ответы на эти вопросы могут отличаться у разных людей, автор же будет опираться на своё понимание и опыт

Для начала тайцзицюань является одним из стилей так называемых боевых искусств Китая, причём говорить об исторических корнях, к сожалению, можно с большой натяжкой в силу старого правила - даже в течении жизни одного поколения исТория перекраивается многократно. Два основных направления говорят о развитии тайцзицюань из кланового стиля семьи Чэнь, смешавшись со знаниями даосизма, и существует всего несколько веков, и это официально поддерживаемая в Китае версия. Вторая версия говорит, что это искусство являлось частью китайского ведовского потока, известного современникам как "даосизм" и уходит оно в глубину времён, тогда как Чэни были всего лишь обучены этому искусству странствующим даосом ...

В любом случае даосизм признаётся некой основой. тайцзицюань имеет вариации, и официально признано пять основных стилей, из которых автору довелось совсем немного познакомиться с тремя - стилем У шумного, стилем Ян и родоначальником по официальной версии - стилем семьи Чэнь. Нужно сказать, что формальные последовательности этих стилей подтверждают официальную теорию и историю, ибо, на взгляд автора сайта, рисунок движений форм Ян является несколько замороченным вариантом форм Чэнь, а рисунок форм У шумного является замороченным вариантом форм Ян. Что, впрочем, никак не позволяет сделать вывод о том, что тайцзицюань родилось именно в клане Чэнь

Да, стиль Чэнь (Чень ши тайцзицюань) являет собой полноту изложенных классиками описаний и, на взгляд автора, наиболее полно несёт в себе КАЧЕСТВО. Но это только начало нашего рассуждения, и до выводов пока далеко. Отметим пока, что тайцзицюань является детищем даосского потока миропонимания и перейдём к другим аспектам

Известность за пределами Китая это искусство получило в волне интереса к разнообразным боевым искусствам Китая. Как известно, первой волной для запада послужили американские солдаты, привезшие информацию об экзотических боевых искусствах после победы над Японией во второй мировой войне 20 века христианской эры. Вторым впрыском послужил "исход" мастеров с Тайваня из за усилении влияния Китая. Далее тема боевых искусств покатилась по накатанной, затронув всевозможную экзотику от исламских и филиппинских направлений до африканских и бразильских. Немудрено - народ просёк, что на этой теме можно делать деньги. Нужно сказать, что отдельные направления, например дзю-дзюцу были известны за пределами Японии и ранее, например дзю-дзюцу, о котором говорят советские исследователи рукопашки 20 годов 20 же века, но это не бум и не массовая культура.

тайцзицюань в этом ряду китайских БИ выделялось экзотичностью, непонятностью и уважительным отношением со стороны носителей других направлений. К тому же Китай к тому времени провёл ряд исследований и внедрил специально разработанные упрощённые формы тайцзицюань (по большей части на основе стиля Ян) в обязательное школьное образование, где оно присутствует поныне. Налёт экзотики, сдобренный терминами "энергетическое боевое искусство", стиль "внутренней семьи" и т.п. привлекал и продолжает привлекать ищущих во всём мире. Тем более что обычно ищущий чего то в сфере экзотических боевых искусств не знает, чего он ищет ...

Однако по прошествии времени выяснилось, что количество мастеров тайцзицюань среди не-китайцев практически не прибывает, и кое где даже из тайцзицюань закрепилось выражение "каратэ для пенсионеров", о чём довольно красочно рассказывает в своей книге "официальный" европейский ученик нынешнего грандмастера Чень Сяована Ян Сибельсдорф (книга выпущена на русском языке). И интерес к тай Цзи цюань стал угасать - слишком много сил необходимо было вкладывать ради неизвестно чего. В России этому же способствовали различные "учителя" и специалисты, за невозможностью предоставить своим ученикам качественные знания по прикладной части учения бубнившие под нос о небывалом оздоровительном эффекте тайцзицюань. Небывалое же - это то, чего не было. Преподавать тайцзицюань так, чтобы обеспечить оздоровительный эффект тоже нужно уметь, и делать это может только человек, для которого понятие "энергия" является чем то большим, чем пустой звук. То есть преподавать оздоровительный аспект тайцзицюань должен сенс, пусть даже не экстра. И такое обучение будет отличаться от случая, когда ставятся иные цели - таков взгляд автора

Вот с такими вводными мы имеем с темой тайцзицюань на сегодняшний день то, что имеем. Но и это ещё далеко не всё, потому что тайцзицюань, как несоциальное искусство, стало заложником дельцов денег и неестественных современных социальных представлений. Нельзя рассматривать тайцзицюань как самодостаточное явление, оно располагается в нескольких пространствах, в том числе в пространстве социума и в пространстве жизни отдельно взятых живущих, проявляющих интерес к этой теме. Поэтому говорить о тайцзицюань необходимо не только с позиции рассмотрения сути предмета. На взгляд автора важнейшими вопросами являются вопросы о том, что может дать это явление конкретно взятым интересующимся, и что это явление может у них отнять

Не менее важным является вопрос о том, что первично - человек ли должен служить явлению, отдавая ему себя без остатка, или же явление должно развивать уникальность и индивидуальность человека, и что понимать под уникальностью, ибо зачастую происходит подмена понятий, и человеку предлагается развивать свою уникальность в рамках явления, так сказать "проявлять себя через искусство", вместо того, чтобы явление помогало человеку развиваться в рамках уникальности человека. Эти вопросы усложняются различиями в понятиях и предпочтения представителей различных культурно - генетических потоков, и, как известно - что немцу смерть, то русскому может быть хлебом с маслом ... Ответ на эти вопросы, опять же, не возможен без выхода, пусть даже совсем небольшого, на уровень метакультурности, то есть без наличия возможности сравнивать и понимать отличия различных культурных потоков

Без ответа на эти вопросы можно опять вернуться в замкнутый круг, когда на естественные для культурного потока Руси нынешней вопросы дельцы от тайцзицюань отвечают затасканными фразами о том, что важен не Путь, а движение, что результаты не важны, и подводить интересующегося к угасанию нормального сознания и образованию зависимостей и жажд от учителя и передаваемого им учения. Зомбирование налицо, и нормальному человеку остаётся только уйти. А вот ослабленный ищущий без серьёзных внутренних опор попадает в ловушку и начинает бесцельно для себя отдавать свои силы, время и энергию некому внешнему относительно себя явлению

Вот с этих позиций и будем рассматривать тайцзицюань. Первый вопрос - чем так хорош тайцзицюань, и почему именно его отдельные персонажи предпочитают боксу, прикладным системам типа Барс или система Кадочникова, а также различным самбо, дзюдо и каратэ. Должно быть нечто выдающееся. Во первых это обещание простоты - надо делать медленные расслабленные движения, и через некоторое время будешь "месить" всех подряд. Во вторых, авторитет мастеров, про которых известно, что их мастерство многократно превосходит всяких айкидошников и каратистов. Только вот показательных боёв почему то в записи нет ... Ну и, наконец, лень человеческая, посмотрев на всё это, говорит - почему не попробовать, а вдруг получится вложиться поменьше и стать мастером ... Это для обывателя типичного. Для продвинутого ищущего в тайцзицюань присутствует даосизм, с его объёмной картиной мира и возможностью бесконечного совершенствования. То есть теоретическое познание позволяет лучше понимать тайцзицюань, который, в свою очередь, питает теорию ещё одним аспектом практической деятельности. Правда - где же здесь прикладное боевое искусство ?

Теперь вопрос - в каком виде даётся тайцзицюань пришедшему ? Чего вы не найдёте ни в одной школе и ни у одного публичного учителя - это полное и детальное описание базовой модели движения. То есть отдельные попытки выстроить такую модель есть, но когда вы начнёте делать формальные комплексы, не говоря о свободном движении, вы быстро обнаружите, что модели недостаточно для описания всех аспектов движения. На это вам обычно скажут, что не прозанимавшись лет тридцать, вам не стоит задавать такие глобальные вопросы, и что мастерми становятся после 50, а то и 60. Только это абсолютно не стыкуется с сутью прикладных дисциплин - боевое искусство, которое не помогает своему носителю сразу или почти сразу - вымрет вместе с желающими стать мастерами годам так к шестидесяти ... Нельзя заставлять человека заниматься непонятно чем, не объясняя ему детально, для чего это нужно, ибо он будет тупеть, не заточен он под такое неадекватное рабское восприятие ...

Конечно иногда моделью движения называют чаньсы цзинь, или упражнения наматывания шёлклвой нити, декларируемой как суть искусства тайцзицюань, но дело в том, что отдельные упражнения нельзя назвать законченной моделью, описывающей все возможные перемены. Упражнения чаньсы цзинь только показывают на существование формулы и отражают отдельные грани, но не являются законченной моделью. Но можно лицемерно говорить о том, что это первый уровень, и чтобы пойти дальше, нужно заслужить доверие учителя ... Но как это соотносится с основным требованием ищущего - мерять собой и делать только усиливающее ищущего, а не нечто снаружи ? Казалось бы при таком подходе каждый будет тянуь одеяло на себя, и учиться вообще будет не у кого и невозможно. Однако эти иллюзорные рамки являются порождением зомбирующей социальной культуры, в которой люди чувствуют разделённость и чуждость друг другу

При естественном природном построении, когда генетика и Земля порождают ощущение общности - да, никуда не деться от понятия национализм - знаниями СО СВОИМИ делятся гораздо охотнее и совсем не всегда на возмездной основе. Как это, кстати, происходит в Китае для китайцев, судя по жизнеописаниям отдельных мастеров. И это касается знаний в разных сферах. Всё просто - верните на Русь понятие национального государства и ведовства как официальной религии - ну, или язычества, если хотите. Это выметет шелуху, не желающую жить на этой земле и ощущать её и её традиции и предпочтения родными, и выметет иудо - христианскую идеологическую основу для зомбирования живущих. И творческий потенциал взлетит до Небес во всех сферах, не исключая тему методик движения и прикладных систем. Хотя всё не так просто. Национальное государство без национального миропонимания является лишь фашиствующим образованием, а национальное миропонимание - ведовство - совсем не то, думается, что было до христианской оккупации

Да. А говоря про ожидаемую быструю эффективность прикладных боевых искусств, нужно отметить, что молодое поколение семьи Чэнь, например, годам к 30 становится признанными мастерами. Вот например Чэнь Бин. Значит что ? Не тому или не так учат всех прочих ?.. Вовсе не обязательно. Скорее здесь срабатывает эффект родового эгрэгора, когда рождение и жизнь в определённом родовом потоке вкладывает огромные пласты понятийной и чувственной информации без привлечения выделенных специальных методик. Плюс к этому погружение с рождения в тему, которой занимается весь род, сопоставимо с десятиоетиями усиленной практики. И если представители семьи Чэн, а также Ян, У и прочих на практическом опыте знают, что для достижения каких либо результатов они могут предложить миру только чрезвычайно ресурсоёмкую методику, не гарантирующую результат, но отжирающую от жизни практикующего огромную долю времени, сил и внимания, то возникает вопрос - зачем производится популяризация этих методик и такие ли уж благие цели преследуются ? Или поддерживаемое официальным Китаем распространение тайцзицюань без выверенных методик призвано оторвать творческий потенциал не самой дурной части представителей других культур на попытки понимания того, что не оформлено в законченные методики, или же намеренно отдаётся в совсем неполном виде ?

На взгляд автора все эти вопросы и ответы не только имеют право на жизнь, но их обязательно нужно задавать и искать те ответы, которые ощущаются как наиболее правдивые. Это вопрос самосохранения и выявления попыток вредоносных действий со стороны других культур. Сложившаяся ситуация с незаконченными методиками приводит к тому, что отдельные исследователи вообще говорят, что искусство тайцзицюань в целостном виде в настоящее время утеряно (см., например, книги Олега Чернэ). Но это лишь одна грань. В любом случае в том же Китае бытует поговорка, что истинный человек даже ложное учение делает истинным. По нашему говоря - рациональные зёрна можно найти в самых неожиданных местах. Найти и слепить из них законченное нечто. Другой вопрос - вопрос соответсвия полученного результата с ценой и вложенными усилиями

Продолжая тему модели движения, которая должна быть доступна изучающему с самого начала без каких либо упрощений вместе с подводящими методиками и должна быть адекватна телу в своей простоте и сложности, и должна быть тиражируема, то есть повторяема ищущими, можно сказать, что информации по законченной модели движения в публичном и даже просто заявленном виде НЕТ. Вместо этого новичку подсовываются комплексы формальных упражнений (лу, или таолу), которые и несут в себе эссенцию данного стиля. Путём многократнейшего повторения и вникания в эти комплексы, на изучение только хореографии которых может уходить около года, ученик составляет внелогическое чувственное понимание модели движения. Далеко не каждый и далеко не всегда, ибо методика эта не тиражируема и очень затратна. На безрыбье, как известно, используешь всё, что доступно. Но - если бы не было альтернативных методик. Китайский И цюань, армейская система БАРС, наработки Александра Белова - это малая часть перечня работающих методик, не основанных на многократнейшем повторении формальных комплексов

Дополняет описанные вводные современный ритм жизни и задаваемый ранее вопрос - для чего нужен тайцзицюань конкретно взятому живущему ? Отвечаю - он нужен как инструмент усиления отдельных аспектов жизни жизни живущего в удобном для живущего, эффективном и относительно малозатратном виде. Примером инструмента является гаечный ключ, который берут по мере надобности и откладывают, когда он не нужен. Но человек не труба, и регулярные практики, к сожалению, неизбежная необходимость наших дней, без которой давление социальных моментов очень быстро опускает человека на очень непрезентабельный уровень ... Однако хотелось бы иметь эффективный и качественный инструментарий с минимальным вложением сил и времени. Мастерами все хотят быть просто и без лизаний пяток учителя - и имеют на это право. Становятся же люди мастерами в сложнейших дисциплинах, например медицине, информационных технологиях и спорте. А проявляющееся иногда "загибание пальцев" и попытка снять денег без стоящей отдачи вполне заслуженно может получать адекватный ответ в виде пули в затылок - практически безо всяких премудростей ...

Говорить о прикладном использовании и углублении понимания без наработанной и переведённой в память тела и рефлексы модели движения практически бессмысленно. тайцзицюань декларирует манеру движения (точнее можно говорить о нескольких манерах движения) обеспечивающую непрерывность движения и передачу усилия без разрывов. Но где же описанная модель ? Забегая вперёд скажу, что на мой взгляд существует несколько "рабочих" моделей, отражающих грани реальности, и можно идти от них к целому. Но вот для достижения придётся убить много времени, усилий и внимания, которые вы могли бы отдать семье или посвятить творчеству. Таковы современные реалии преподавания тайцзицюань, и корень возникающих несоответствий, на взгляд автора, в отличиях культуры Руси и культуры Китая, детально познающей существующий мир и внутренние закономерности, но не ставящей целью менять мир. Без понимания и учёта такого деления можно бесконечно долго заниматься повторением неясно чего с видом упёртой обезьяны

Почему высказывания в статье довольно резки ? Ибо это соответствует отношению автора к теме, иже с тем донесения для информационный блок до читателя - известно, что эмоциональная привязка пожет передать гораздо больше информации, чем только логика. Только на базовую двигательную модель можно накладывать качества, а затем прикладные и энергетические дополнения. Потому что говоря об энергии нужно понимать, что в нашем мире она обязана иметь материальное отражение в виде формы, а форма имеет свои ограничения (например ограничения степеней свободы суставов в теле). Традиционно говорится о том, что движение соотносится с кругом, вписанным в квадрат и квадратом, вписанным в круг. Это символ взаимопроникновения формы и энергии. Так вот физическое проявление со своими ограничениями есть квадрат, а энергия в более абстрактном виде есть круг, но в теле она движется по предопределённым путям. Поэтому базовая модель движения - понятие фундаментальное, но, к сожалению, зачастую недоступное ищущим на Путях Тай Цзи. Если нет корней, не будет ничего, сколько не вкладывайся. Разве что найти корни самому ...

Подводя итоги повторимся о различных гранях тайцзицюань. Как прикладное боевое искусство доступное современному ищущему тайцзицюань НЕ ДАЁТ сколь нибудь эффективных прикладных навыков в виде законченной системы в течении нескольких первых лет, а то и десятков лет. Здесь предпочтение лучше отдать специализироанным прикладным системам. Про школы тайцзицюань, обучающие противодействию одному и нескольким нападающим, в том числе использующих подручные и специальные средства в качестве оружия, с гарантированным относительно коротким временем подготовки среднестатистического гражданина без посвящения последним всей своей жизни такой школе как то не слышно. Про обучение специальным практическим навыкам оперирования в конфликтной обстановке, психологической подготовке к отражению атак, а при необходимости - и убийству противников, тоже как то не слышно. Будет ли через полгода занятий новичок готов к отражению атаки пусть одного злоумышленника, вооружённого ножом и намеревающегося убить ? Нет ? О каком боевом искусстве тогда идёт речь ?

Как оздоровительная система доступное современному ищущему тайцзицюань не даёт чётко тиражируемого задокументированного результата для представителей генома Руси. Тут тоже есть свои альтернативы в виде Природы, бани, мягкой двигательной активности от хождения, например, по лесу, и даже от занятий прикладными дисциплинами или ведовскими практиками, например, травами. Что там у китайцев - дело сотое, а национальное отличие в генетике - вещь вполне допустимая, хотя локоть и гнётся у всех в одну сторону. То есть это если говорить о среднестатистическом публичном преподавании тайцзицюань, без подключения дополнительных тем, находящихся на первый взгляд совсем сбоку

Если же говорить о сильно отдалённой перспективе, можно принять возможность - и не более чем возможность, которая может и не состояться - постижения некой манеры движения, позволяющей контролировать конфликтную ситуацию и даже дающей дополнительные бонусы в виде объёмной системы знаний, ощущения энергий и тому подобного. Как система построения движения доступное современному ищущему тайцзицюань не предоставляет сколь нибудь законченной и работающей модели движения, формализующей корридор двигательной активности стиля и соответствующей при этом смыслу названия Великий Предел, на которую можно было бы нанизывать дальнейшие углубления. Поэтому, на взгляд автора, ниша современного Тай Цзи цюань - это в первую очередь "ведовская" система, через движение проявляющая некие объёмные качества и свойства, но только в том, кто отдаёт этой системе довольно много усилий и времени. Это частное мнение на момент написания этих строк, и оно естественно может поменяться при появлении новых переменных в уравнении. И вот уже в таком виде Тай Цзи цюань нужно совсем немногим

Вот теперь, с момента чёткого, "вырубленного в камне" определения основных аспектов и результатов, которые ищутся в тайцзицюань, можно идти дальше. Это не конец разгромной статьи, это только начало цикла материалов, основанных на опыте и взглядах автора. Начало, не отменяющее, впрочем, всего, сказанного выше



май-ноябрь 2010 года, (С) Белонин Сергей Станиславович


 
     
   
   
    Нравится      

(C) Белонин С.С., 1974-2018. Дата последней модификации страницы:2018-01-09 13:27:41