Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  О практической ценности тайцзицюань  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы

Вопрос практической ценности того или иного явления будет возникать всегда в силу особенностей уклада и взаимодействия государства и глубинной культуры титульной нации. Примем за аксиому, что глубинная культура имеет своими постулатами единение с природой именно территории Центральнй Росии, позитивное боготворческое начало, приоритет рода над любыми политическими и социальными построениями и "ведение рода от богов"

Последующая христианская оккупация и внедрение управления по Византийскому сценарию сформировали многокультурное пространство, в котором человек, помимо естественных для него родовых построений вынужден выживать и мимикрировать во враждебных его природе построениях социума и замбирующих идеологий. В результате мы имеем подобный китайскому сценарий с несколькими одновременн действующимиучеиями и религиями. Однако в силу культурной специфики современные ноообразования Руси и Китая отличаются. Да вот хотя бы ценность человеческой жизни в Китае ниже - много их там, не жалко. Это даже если не влезать в культурные отличия и взгляды на человека и мироздание вообще

Конечно различные восточные практики вызывают понятный интерес в силу того, что свои подобные методики культура практически не сохранила, а спрос на ведовской горизонт есть. В то же время методики типа тайцзицюаня соотносятся с т.н. боевыми искусствами, предстающими в виде школ. На мой взгляд если смотреть глубже, здесь просматривается архетип сектовости, когда не техология помогает человеку идти своим родовым путём, но человек рассматривается как ресурс для поддержания жизнеспособности секты. Это, конечно же, входит в противоречие с культурными и родовыми ожиданиями представителя отличной от китайской культуры. В то же время "дорога должна быть в две стороны", и взаимодействие с явлением должно нести выгоду как занимающемуся, так и явлению

Опять же как аксиому примем, что ищущий или приходящий к учителю ищет определённого объёма знаний и технологий для использования в своей жизни, но имеет определённую ценность и сам по себе, и в контексте своего рода и своей семьи, и никак не может ценить специалиста в искомой области больше своей жизни, и не может потому представать "чистым листом бумаги, на котором учитель напишет свои иероглифы". То есть безусловный приоритет мы отдаём родовым и генетическим программам и личной предрасположенности человека.Сначала Жизнь, а уже потом любые методики, школы и учения. Тогда зачем явлению типа школы учить такого ищущего, заведомо оценивающего всё с позиции своей внутренней шкалы ценностей и не спещащего положить "живот свой" на благо очередной секты, пусть обладающей какими то технологиями и знаниями ?

Здесь возможны варианты. Китайские БИ вымирают, молодые китайцы больше интересуются танкостроением и приходится брать учеников из инородцев. Приходилось слышать такое объяснение. Кстати по материалам известного исследователя китаеведа Малявина среди школ тайцзицюань только Чэнь ши передаёт знания внутри рода, остальные (Ян ши, Чжао бао, У и т.д.) передают лучшему ученику, даже если он не из семьи. С учетом того, что всё больше материалов говорит о том, что Чэнь ши не является родоначальником тайцзицюань, да и по глубинным темам основания информация идёт не по линии Чэнь ши, такое объяснение про нежелание китайцев углубляться в биотехнологии может иметь какой то смысл. Впрочем автор не считает позицию меряния достоинствами конструктивной, и, акцентируясь на лао цзя Чэнь ши в объёме доступных источников, разделяет позицию Чжоу Цзунхуа, говорящую, что смотреть нужно на все направления и мерять доступностью работающей информации и результативностью

Ещё одним вариантом объяснения является банальная коммерция, когда на инородцах зарабатывают бабло, не предоставляя законченной тиражируемой методики, дающей предсказуемый результат. С учетом того, что мастеров некитайцев в тайцзицюань как то не наблюдается, тем более владеющих вершинами типа ликюнцзинь (неконтактное воздействие), такое объяснение имеет право на жизнь ничуть не меньше прежнего. Бормотание про сверхсекретность и демонстрацию на ближайших учениках отставим в сторону - в таком виде эти технологии не интересны для жизни живущего, и, значит являются или балластом, или вредительством. Мерило здесь простое - отсутствие публично доступной тиражируемой методики с детальной теорией и тиражируемым результатом. То есть судим по результату с позиции ценности для своей жизни

Наиболее качественным вариантом возможностей взаимодействия на мой взгляд является духовная близость учителя и ученика, при которой любая используемая технология получает продолжение в учениках, развивая тем самым дело учителя - специалиста. При таком раскладе само обучение уже является платой учителю за обучение. Своих учат бесплатно, потому что именно свои формируют удобный и комфортный "поток мира", имея близкие ценности. И здесь на первое место выходит как минимум разделение культурной традиции, то есть опять же врядли в обучение предпочтут взять инородца, хотя если специалист вышел за пределы одной культуры, возможно ему будут интересны такие же, как он. По крайней мере здесь есть конструктив

Ну и, наконец, самостоятельные изыскания с позиции научных биологических, психофизических и прочих исследований, которыми занимаются отдельные специалисты. Например Ю.Сенчуков, А.Медведев, А.Белов ... Такие исследования позволяют выстроить каркас для системы знаний, опираясь на весь доступный современному человеку материал. С позиции получения определённого результата - наработок - уже можно строить общение с традиционными специалистами, в том числе в контексте привнесения "новой крови" в традиционые учения. Ведь сказано "в Китае все друг от друга скрывают, все друг у друга перенимают". Насколько это неэффективно по сравнению с выстроенными механизмами обмена информацей в научном мире, очевидно, и попытки опять же засунуть свои "ах какие секретные" знания в кубышку совершенно естетственно могут приводить к "пуле в затылок из АК" безо всяких изысков и тайн. О похожей по сути истории, приключившейся с ним, рассказывал автору спортивный психолог, создатель системы целостного волнового движения и вибробоя Николай Кудряшов

Итак, практическая ценость тайцзицюань. Автор выделяет ряд возможностей - оздоровление и/или делание бабла в фитнесцентрах, прикладное использование, исследовательская работа в контексте даосизма и ведовства, алхимическая работа (по изменению себя) в этом же контексте, другие возможные направления

Опять же, приходящий к учителю, если это не детские увлечения, обычно каким то образом уже состоялся в жизни, и ставит целью получение практического результата. Искомый потолок у каждого свой, а цели и задачи по мере получения практического опыта и изучения деталей могут корректироваться. То есть я хочу сказать, что тайцзицюань не является определяющим вектором в жизни. Максимум - он может вывести на какие то более глобальные учения, например даосизм. И подход инструктора играет большую роль в том, насколько быстро и качественно обучаемый сможет получить те или иные результаты. Для качественного потока преподавания это, на мой взгляд, означает подготовку методической и информационной базы

В этом контексте печально видеть, что в практическом выражении такой подход практически никогда не встречается, а ведь жизнь человеческая коротка и получаемые от изучения любой подобной дисциплины результаты должны помогать жить уже сейчас, сразу и понятным образом, а не через двадцать лет неизвестно как. Как тут не вспомнить Хаджу Насреддина "а через пять лет или ишак сдохнет, или падишах ..."

Здесь хочется сказать об одном неочевидном моменте. О понятиях. Конечно, для того, чтобы стать специалистом, нужно много практиковать, но друзья наши косоглазые возвели такую практику в абсолют. То есть есть некий гипотетический мастер, который занимается искусством. И вот есть, одеваться, убираться и т.п. ему тоже надо. А обеспечивают его финансово и в бытовом смысле жаждущие знаний ученики. Такий симбиоз - идиллия. А ведь ещё много чего надо, от продвижения фундаментальных и прикладных наук, например медицины, до развития культурных моментов и обеспечения развлекательных потребностей. А наш мастер на всё смотрит через призму своего искусства, и оставляет эти задачи "остальному человечеству". Кстати та же медицина пример неудачный, как раз может и совмещаться ...

А теперь посмотрим на Российский вариант, когда квалифицированный инженер в конструкторском бюро на каком нибудь некислом заводе, Мастер с большой буквы, выводит на даче свой сорт помидоров, обеспечивает себе разнообразный урожай, на охоту опять же ходит, в бытовом лечении травками, таблетками банькой худо бедно, по малому, но разбирается. Семья немаленькая. А ещё второй десяток лет занимается каратэ, пишет стихи, и прекрасно разбирается как в философской литературе, так и в качественной научной фантастике

Это я к чему написал. Социальные обязательства меня меньше всего волнуют, но вот в плане общечеловеческой оценки и близости жизненной позиции такой инженер у нашего гипотетического мастера выигрывает по всем статьям с офигительным отрывом. Потому что жить в мире, где все занимаются только в общем случае каким нибудь хренцюань, паразитируя на учениках, современный носитель культуры России врядли захочет. Хотя да, специализация у нас, человек должен заниматься только тем, что умеет делать хорошо. Аргумент логически удобный, но душевно неприемлемый

Можно тут конечно сказать о том, что за всё надо платить, и что это у автора от жадности. Но только у меня лично материала на несколько жизней исследований и проработки хватит, а вот временного ресурса и группы для его проработки нема, ибо надо семье на жизнь зарабатывать чем то каким, что позволит сохранить существующий культурный поток для детей и внуков, пусть это отжирает массу времени и здоровья. Как бы мало я не знал и мог, а это всяко не меньше кого - то из тех нескольких десятков современных инструкторов тайцзицюань с группами и доходами, которых я встречал на своём пути, начать жить за счёт занимающихся и сознательно ограничивать жизненный горизонт только этой темой что то не пускает

Я здесь не говорю о высококлассных специалистах. Не мне их судить, можно только взаимодействовать и гордиться знакомством ... Когда человек дошёл до определённой границы, ему деньги брать и жить на это не зазорно. Не говорю и о "совместителях", имеющих социально значимый вид занятости. Но вот всякая пузатая мелочь, сделавшая такое преподавание единственным, подчеркну - единственным, источником своего существования, и не вкладывающаяся в исследования и развитие публично доступной методологической базы симпатий не вызывает совершенно. Потому что должна быть реальная качественная и быстрая отдача для занимающихся, и специалисты с методологией её обеспечивают, насколько качественно - другой вопрос, а некоторые, не все конечно, мелкие инструктора только формируют у занимающегося искаженную шкалу ожиданий и ценностей, что не есть конструктив

Написанное выше призвано показать возможность разных подходов к теме, а не только воспевание "богом данного" инструктора, и стесняться постановки во главу угла пользы любого явления для собственных интересов не нужно. Вы живёте свою жизнь, и она представляет первоочередную ценность для вас, какой/ая вы есть и для ваших близких. А любое прикладное знание по прикладным дисциплинам может только усилить или ослабить какие то аспекты вашей жизни

не завершено ...



(С) Белонин Сергей Станиславович


 
     
   
   
    Нравится      

(C) Белонин С.С., 1974-2018. Дата последней модификации страницы:2018-01-09 13:27:36