Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Наматывание и обматывание шёлковой нити (чаньсы цзинь)  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы

Ключевые выводы сразу

Текущее понимание шёлковой нити сводится к выстроенным прямым и обратным психосоматическим связям между центром и конечностями. Cуставы тела формируют взаимозависимую биомеханическую структуру из пятнадцати основных центров преобразования двигательного усилия, а движение целостной структуры определяется по движению области нижнего дянь - тяня как соединение крутящих моментов двух плоскостей и ритмики, определяющих движение. Если отследить степени свободы по плечевому суставу, имеющему биомеханическую конструкцию типа "шаровая опора", то можно видеть, что возможны только два круговых движения плечевой кости относительно плеча. Грубо говоря - по часовой стрелке круг и против

Такова физическая сущность движения, однако в независимо от того, какой круг - есть фазы поворачивания ладони к себе и отворачивания от себя, которые есть и в круге "по часовой стрелке", и в круге "против часовой стелки". В процессе выполнения формы фаза отворачивания ладони от себя всегда означает расширение, более разматывающее движение хлыста руки с ручки туловища, поворот же к себе - это более сматывающее движение. Две боковые биомеханические оси от стопы до кисти, определяют вращение всех суставов по вращению любго из них, комбинация движения этих осей в фазах "шунь" и "ни" составляет целостное движение (кстати, подобно кручению спирали ДНК). Эта моя модель соотносится с объяснением в переводе М.М.Богачихиным книги Гу Люсиня, однако у него реально разматывающее движение называют ни чань (против хода), а реально сматывающее - шунь чань (по ходу). Энергетически полный цикл сжатия - расширения является четырёхфазным, соответствуя четырём сторонам и диаграмме тайцзи ту

Всё Дальше идёт размусоливание по теме

О понятии "шёлковой нити" автор узнал из книги Гу Люсиня, переведённой Маем Михайловичем Богачихиным. К сожалению в разделе был упущен информационный блок, так что о том, что шёлковая нить является базовым понятием чэньского тайцзи сказано было, но что это такое детально сказано не было. Это частично было исправлено во втором издании, но детальнейшего объяснения сути также не было. Раз уж понятие шёлковой нити было продекларировано как ключевое ("ничто в форме не оходит от наматывания, не шунь, так ни, не прямое, так обратное"), автор занялся поиском, и получил дополнительные сведения из книг Александра Маслова, посвящённый син-и цюань. В последствии выяснилось, что понятие шёлковой нити характерно не только для Чэнь, но и для других направлений тайцзицюань и стилей внутренней семьи

    

Однако в описываемым Масловым варианте шёлковой нитью называют взращенное ощущение последовательной связи частей тела с центром, подобно натянутым от центра живота до стоп и коленей резинкам, тогда как в тайцзишных вариантах этот образ дополняется обязательным сворачиванием вокруг костных осей

Ниже представлен образ описываемого Масловым варианта - это детская игрушка, в советсткое время выпускавшаяся в виде бычка с увязанными на центр - туловище конечностями. Когда я жму на подпружиненную кнопку в днище основания, дляна нити в конечностях игрушки увеличивается, подпружинивание ушодит и конечности складываются - бычок падает

Однако если в варианте Маслова понятие шёлковой нити описано довольно полно, то варианты, встречающиеся в различных переведённых источниках по тайцзицюань поголовно страдают туманностью формулировок или сильным упрошением. Ниже в статье планируется провести обзор встречавшихся автору вариантов

Чего найти не удалось - детального описания шёлковой нити для всего тела. То есть движения шёлковой нити для отдельных частей тела есть, но не для всего тела. Обычно встречается описания движения для рук, которые различаются для Гу Люсиня, Чжоу Цзунхуа и ряда других авторов. О движении для ног говорится, что оно повторяет движения для рук (Гу Люсинь), либо же предлагается отрабатывать движения по монаде для интуитивного постижения (Чжой Цзунхуа), или же говорится, что движениия для двух рук или для ног слишком сложны для описания словом

За время поиска автор не выработал для себя единой "картины мира" по поводу шёлковой нити, однако был найден ряд материалов, а также получены разъяснения как известных практиков (в частности Романа Романова, ученика Ма Хуна), так и мнение менее известных практикующих. Важно, что получить полной картины шёлковой нити у меня пока не получается, несмотря на полученную информацию, но поиск сути идёт

Итак, в классических и других источниках говорится, что наматывание и вытягивание шёлковой нити - это манера движения, которая позволяет увязать всё тело на центр и передавать усилие в любую часть тела. Характерной особенностью движения шёлковой нити является дополнение поступательного движения скручиванием конечности вдоль костной оси. Такое скручивание позволяет центрировать движение, выделить костные оси и опереть движение на них

О костной опорности говорят такие известные специалисты, как даосский мастер Мантэк Чиа, Олег Чернэ (клуб Инби), о проводимости через костную структуру говорят и классические источники, и менее известные авторы, например Боб Клейн в своей книге "Движения магии - дух тайцзицюаня". В то же время от учеников Романа Романова приходилось слышать довольно шокирующее заявление о том, что костная опорность не используется. Возможно дело здесь комбинировании традиционного тайцзицюань с другими направлениями, в частности илицюань, практикуемое высказывавшимися

Для целей исследования необходимо определиться, насколько парадигма неиспользования костной опорности соответствует общей канве чэнь ши, и как это влияет на понятие чаньсы цзинь. О чистоте стиля говорил в своём фундаментальном труде Чжоу Цзунхуа, подчёркивая, что только стандартный алфавит позволяет людям общаться. Уже после изучения алфавита (или параллельно, но разделяя и понимая) можно заниматься вариациями. Интрересы же прикладного использования на мой взгляд должны строиться с позиции чёткого понимания что и откуда пришло, иначе не будет чёткого понимания и, значит, не будет возможности определяться не с позиции чьего - то авторитета, но с позиции независимого от конкретных носителей традиции формализованного знания

Выделяют прямое (по ходу движения, "шунь") и обратное (против хода движения, "ни") наматывание шёлковой нити, однако не все специалисты согласны с таким переводом, предпочитая термины "шунь" и "ни". Чэнь Цзячжэнь и Гу Люсинь говорят о том, что если рисовать рукой диаграмму тайцзиту, рука будет плавно переходить в фазы шунь и ни (рисунок), а движение в ногах повторяет движение в руках. Ниже приведен рисунок с рисованием диаграммы, помеченные прямыми линиями переходы являются наматыванием по шунь чань, а помеченные пунктирными линями являются наматыванием по ни чань

Примечательно, что известный последователь Чэнь Чжаокуя Ма Хун приписывает Чжаокую прямо противоположное мнение о соответствии поворотов ладоней с прямым и обратным наматыванием. Что же говорит Ма Хун в разделе "Ма Хун - Тайцзицюань семьи Чэнь эстетика, здоровье, боевое искусство" из книги «Сущность и практика тайцзицюань семьи Чэнь», лекции Чэнь Чжаокуя, составлено Ма Хуном. Пекин 1992 год. ?: "В тайцзицюань семьи Чэнь, не важно большие движения или малые, быстрые или медленные, всегда идут по кругу или по дуге, любое место образует окружность, скручиваются в фазах шунь или ни, в каждом движении осуществляется мягкость и жесткость, быстрота и медленность, раскрытие и сжатие, подъем и погружение, это проявляется в каждой части тела, это является самым главным постулатом в теории тайцзицюань Чэнь Чжаокуя. Почему называется «скручивание в фазе шунь» («прямое наматывание») ? Почему называется «скручивание в фазе ни» («обратное наматывание»)? По этому поводу написано множество статей, нарисовано множество схем, однако комментарии смутные и не четкие. Чэнь Чжаокуй давал этому очень простое объяснение. Он брал своей правой кистью вашу правую кисть и скручивал свою ладонь в сторону мизинца, большой палец стягивался с мизинцем, это называется скручивание в фазе шунь; и наоборот, если ладонь скручивается в сторону большого пальца, а мизинец стягивается с большим пальцем, это называется скручивание в фазе ни. С вашей стороны, в первом случае будет скручивание ни, во втором скручивание шунь, соответственно наоборот. В одном повороте ладоней становится полностью понятным скручивание шунь - ни. Усилие скручивания ног в фазах шунь ни полностью аналогичны описанному выше ..."

Однако же в другой своей статье Ма Хуна "Правильное положение всех частей тела в тайцзицюань стиля Чэнь", опубликованной в переведённой Р.Романовым книге "Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь. Вторая часть", СПб, 2008 в разделе "11. Кисти" сказано "Ладони также скручиваются в фазах шунь и ни, в фазе шунь мизинец ведёт к большому пальцу, выдвигается кромка ладони со стороны мизинца, при скручивании в фазе ни всё наоборот ...". Конечно я могу ошибаться, но два прямо противоположных высказывания одного автора - это конечно же не явное вредительство и запутывание следов, это наверно какая то ошибка ...

Во второй книге серии "Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь" Спб, 2008 Чэнь Чжаокуя и Ма Хуна, переведённой Романом Романовым, есть раздел "ответы на вопросы", на странице 335 даётся интересный комментарий относительно увязки прямого и обратного наматывания с силами пэн и люй, а также на все восемь сил в целом. В том числе явно говорится, что показанная у Гу Люсиня картина неверна. В частности в люйцзинь одна рука шуньчань, другая ничань. К тому же семь усилий есть продолжение пэнцзинь, и они имеют направления. Пэнцзинь спирально расширяется наружу, люй уводит силу горизонтально влево или вправо, цзицзинь направлена вперёд или по дуге вверх, ань вперёд по нижней дуге, ле разделяет горизонтально, верткально или по диагонали, чжоу и као возможны в разном направлении. Ещё одним примечательным моментом является перевод термина люйцзинь - протягивание. В конце второго издания первой книги Чэнь Цзячжэня и Гу Люсиня ("Секретные техники тайцзицюань стиля Чэнь", М:Изд-во К.Кравчука, 2005, глава 5 "Выдержки из трактатов", раздел 5 "О гимнастике "вскрывающте руки", стр. 420) также приводится отличный от общеизвестного перевод люйцзинь - обмахивание, которое, впрочем, тут же идёт указание на первоисточник, в котором применён привычеый термин "пропускание". Но это уже грани другой темы - восьми усилий

Также в этой книге термины шунь и ни предстают как центростремительная (шунь) и центробежная (ни) сила. Таким образом автор демонстрирует целостный и непротиворечивый в целом взгляд на предмет наматывания, отличающийся от взглядов других авторов. За исключением показанных нестыковок

Применительно к наматыванию для ног в книге Гу Люсиня сказано следующее: "прямое или обратное наматывание нити для ног определяется по направлению вращения коленных чашечек. А именно, когда коленная чашечка идёт от внутренней стороны паха вперёд, разворачивается наружу и обращается косо вниз, наматывая, или идёт от наружной стороны паха назад, поворачиваясь внутрь и направляясь косо вверх - это прямое наматывание. Когда же коленная чашечка идёт от наружной стороны паха вперёд, сворачиваясь внутрь и направляясь косо вверх, наматывая, или когда идёт от внутренней стороны паха назад, разворачиваясь наружу и направляясь косо вниз, наматывая - это обратное наматывание

И всё же во второй версии перевода книги года Чэнь Цзячженя и Гу Люсиня, выпущенной издательством Кравчука в 2005 году, представлен некий смысловой блок, касающийся наматывания. Два базовых вида наматывания расщепляются до нескольких векторных - левого/правого, верхнего/нижнего, внутреннего/внешнего, большого/малого, отступления/наступления. Комбинирование трёх видов векторного наматывания даёт объёмное кольцо. Неясно, где здесь переднее/заднее, демонстрируемое, например, в последовательностях шёлковой нити Чэнь Сяованом. Что же говорит автор в разделе "Суть движенгия усилия-цзинь как наматывания нити" ? Привожу выдержки: "... если говорить упрощённо, то, соблюдая требование "одно двинулось, движется всё", ладонь в своём перемещении или разворачиается изнутри наружу, или сворачивается снаруж внутрь, при этом образуется форма схемы великого предела. Указанные сворачивания внутрь и разворачивания наружу рассматривают по вращению указательного пальца ... Прямое наматывание ... это в основном усилие отражения ... обратное наматывание ... относится к усилию-цзинь откатывания люй ... Эти два вида наматывания нити существуют на всех этапах движений в тайцзи и пронизывают его с начала до конца ..."

Полный материал заинтересованный читатель может получить в этой выдающейся книге. Для наших целей важно, что представленного в книге материала всё же недостаточно для построения целостной "картины мира" по вопросу наматывания и вытягивания нити. Материал целостный и ценный, но, при всём уважении, не хватает рассмотрения других нюансов

Здесь возникает проблема разделения понятий, когда некое высказывание понятно автору, но не понятно читателю. В частности что совсем неоднозначно понимание "внутренней и наружной стороны паха". В целом можно видеть, что целостного представления о движении тела нет. Чёрт, а что же движение туловища, а увязка движения туловища и конечностей где ? Как раз одной из задач сайта и является формализация и изыскание ключевых вопросов, которые могли бы добавить ясности в понимании сути явления и его место в общем объёме явления тайцзицюань. А то интересно получается - с одной стороны шёлковая нить называется сутью тайцзицюань, с другой детального описания перемен шёлковой нити для каждой части тела в проекциях формы и свободного движения нет. С другой стороны в других направлениях внутренней семьи отмечается шёлковая нить, но краеугольность этого понятия не декларируется

В классических источниках сказано "движение подобно наматыванию шёлковой нити, также оно подобно вытягиванию шёлковой нити. Потянешь чуть сильнее, и нить порвётся, потянешь слабее, и нить слипнется". Но это высказывание больше соотносится с формированием ощущения непрерывности и целостности движения в соответствии с другим классичесим высказыванием "одно двинулось - нет ничего не движущегося"

В нескольких источниках встречалось высказывание о движении в чэнь ши "всё существенное происходит между грудью и поясницей", а где то в 2011 году автору попалось выложенный в конце 2009 года на "ютубе" ролик с Чэнь Сяованом, в котором описывается базовые перемены, формирующие движение и соотносящиеся с высказыванием о груди и пояснице. Фактически знакомство с этой информацией совпало для автора с переводом объяснения на плоскостные модели, что планируется отразить в посвящённом плоскостным моделям разделе. Однако этот же аспект по моему мнению связан с наматыванием шёлковой нити туловищем

С подачи представителей клана Чэнь стали доступны упражнения шёлковой нити (чань сы). Частично они опубликованы в книге Чэнь Чжэнлэя "Тайцзицюань семьи Чэнь с приспособлениями и без них", а также преподаются вживую грандмастером Чэнь Сяованом и его последователями (например, описание у Яна Сибельсдорфа и Андрея Середнякова, преподавание в клубе Инби и на организуемых клубом семинарах Чэнь Сяована включает информационный блок упражнений наматывания шёлковой нити - автор посещал семинар 2006 года, также есть выделенные видеоматериалы по наматыванию шёлковой нити Чэнь Сяована, а в школе Бориса Бойко очень похожий информационный блок называют тайцзицигун). Однако и здесь не описана исчерпывающая картина по построению "паутины движения". Что подвигает на дальнейшие исследования. Кстати, вот эти упражнения (автор неизвестен, могут удалить)




На момент написания считаю важным подчеркнуть неочевидный момент в этих последовательностях. Тело в трёхмерном объёме движется по трём плоскостям сразу, как подмножество возможна фиксация какой либо оси, а то и плоскости, но такое движение, скорее всего, уже не будет целостным. Конечно мы в естественной жизни привыкли делать массу несвязанных и нецелостных движений за счёт включения отдельных мышечных групп, так что на понятие естественности существуют разные взгляды. При этом в процессе проработки своего горизонта осе-объёмных моделей я вскрыл "несводимость" перемен в моделирующем кубе объёма. Это видно в трёх вариантах основного движения последовательности шёлковой нити. Движется всё тело, но акцентируется та или иная проскость - продольный, сагиттальный или горизантальный круг. При этом дополняющее движение в другую сторону представлено неявно в формах для двух рук и без акцентации по плоскостям

Изучение различный взглядов на тему и вариантов реализации приводит к появлению ряда ключевых вопросов. Самое первое, говоря словами Инби - тайцзицюань является сферой, и его суть и возможности применения определяются направлением, в котором эту сферу катят. То есть нормальным языком суть, наполнение, особенности построения движения будут разными для дойки бабла в фитнесцентре, для ведовских занятий, для использования тайцзицюань в качестве прикладного искусства. Соответственно принципы построения движения и различные аспекты будут отличаться. С учётом отсутствия публично доступной полной инженерной модели построения движения в тайцзицюань в целом и в шёлковой нити, продекларированной как эсенция стиля, исследования обречены на построение множественных моделей для выделения сути

Определяющими для рассматриваемой темы на настоящий момент на мой взгляд являются вопросы о костной опорности и её аналогах, о допустимости размыкания суставов как части процесса накопления сухожильной силы при накручивании сухожилий на кости с перекручиванием (суставы частично размыкается - больше, чем необходимо для костной связи) и без перекручивания (сустав с шарнирной конструкцией не размыкаются, сохраняя управление ведущей костью), о вариантах проекции целостного движения "тела как замкнутой самодвижущейся системы" (термин Чэнь Чжэнлэя), о вариантах проекции перемен в энергетическом объёме на физическое тело, об использовании прямых и обратных связей сознания и тела (термин мой), о компонентах явления и обеспечения горючки (термин мой) для проработки и ряд других вопросов. Таким образом частный вопрос становится частью гораздо большего потока и исследуется уже с позиций глобальных алгоритмов мышления и чувствования (термин мой), применимых к различным явлениям и жизненным ситуациям, когда тайцзицюань является небольшой, но важной - как акцент - частью объёма Жизни

Возвращаясь к теме шёлковой нити, обозначенный перечень вопросов конечно не полон, но ответы на эти вопросы так или иначе влияют на объяснение особенностей шёлковой нити и формул построения движения в целом. Так как любое учение меньше Жизни, имеет смысл не только выявить суть шёлковой нити, но и сравнить полученные результаты с другими потоками, в первую очередь причастными ко "внутренней семье", а также с "житейскими" размышлениями и доступной телу динамикой рассеянных и собранных (целостных) движений

Именно установка на то, что чань сы является сутью тайцзицюань, подвигает на поиск полной инженерной модели движений шёлковой нити всем телом и возможных вариантов и комбинаций таких базовых движений. Опубликованных объяснений при такой постановке вопроса конечно же недостаточно. И, конечно же есть вопрос ПОЧЕМУ. Почему существует прямое и обратное наматывание, почему такое движение считается в тайцзицюане наиболее правильным, почему оно охватывает или не охватывает весь диапазон естественного движения человеческого тела - ну, мы же говорим о даосизме как корне тайцзицюань и понятии "цзы жань" как одного из важных понятий даосизма ...

Если не получать ответы на эти вопросы, то нужно признавать, что либо детальной модели - формулы движения чань сы в тайцзицюань нет, либо о том, что понятие чань сы цзинь не есть суть тайцзицюань. Таких нестыковок, отсутствия ключевых моментов и масса воды встречается в источниках постоянно. Однако к сожалению даже такй вынужденный просев в поисках зёрен приходится признавать инструментом. А ведь жизнь дана нам вовсе не для того, чтобы тратить её на разбиралки с явлением, которое должно быть формализовано и доступно в виде инструмента для усиления родового потока - сути живущего

Если посмотреть в сторону требования о том, что "поступательные движения конечностей должны сопровождаться скручиванием вокруг костных осей", а также "сустав за суставом пронизывается и нанизывается", и "сустав на сустав опирается", то при рассмотрении биомеханической модели, где суставы и окружающие ткани выступают шарнирами и рычагами с определёнными степенями свободы, можно сделать вывод, что движение одной части тела приводит к управлению смежными, где как раз "сустав на сустав опирается". Но появляется вопрос какой конкретно сустав рассмартивается, а также присутствует ли размыкание сустава или же, наоборот, проводится суставная взаимоувязка

Кроме того, возникает вопрос идеи - ведение движения инерционно, когда происходит разбрасывание конечностями и болтание весом тела, или же опорно, когда внешние перемены диктуются выработанным управлением безинрционного движения наработанных ощущений в теле. Также возникает вопрос - либо тело движется так, что кости и суставы, а также сухожильно - мышечная и связочные обвязки последовательно управляют друг другом, или же происходит суммирование усилий различных членов тела, где кости и суставы выстраиваются для максимальной опорности, а сухожильно - мышечные образования используют эту опорность для создания вектора усилия

Конечно все эти вопросы могут иметь половинчатые ответы, когда истина лежит посредине и верны оба высказывания по вопросу. Но без ответов на эти вопросы построить модель движения и насытить её опорой в виде сравнения различных вариантов и ответа на множественные ПОЧЕМУ не получится

Довольно интересно исследование У Дае и Удэна Шусяня "Избранное о чаньсыцзинь тайцзицюань Ян" перевод на русский(C) Е.В.Турышев. В этом исследовании говорится, что термины шунь (прямое наматывание) и ни (обратное) изначально являлись лишь одной из пар наматывания (по книге Чэнь Пинсаня), тогда как у Гу Люсиня и Чэнь Цзячжэна трактовка несколько переиначена. Я (автор сайта) вижу за этими выводами только грани одного понятия, хотя и разночтения тоже. С одной стороны это отражение объёмной китайской модели миропонимания, лезть в которую с дубовой линейной европейской логикой бессмысленно, с другой это подтверждение моих выводов об отсутствии публично доступной "инженерной" модели движения, эталона, охватывающего и биомеханические и нэйцзинь аспекты. Кто сказал что "инженерия" внутренних усилий невозможна ? Так вот отсутствие эталона можно рассматривать и как вред и как пользу. Но это отдельная история ...

Автору доводилось слышать различные мнения по поводу понятий "прямое" и "обратное" наматывания, которые оставляют впечатление только как части мозаики:

  • При прямом наматывании движение и энергетический поток совпадают, при обратном - различаются. Источник - серебрянный призёр по всекитайскому чемпионату по туйшоу
  • При прямом наматывании происходит отведение от тела, при обратном привелчение к телу. Это касается рук, ног, всего вообще. Источник - специалист из ветви передачи от Р. Романова (Ма Хуна и Чэнь Юя). Это перекликается с переводами классических источников, но как же туловище, как быть с ним
  • Приведённый выше вариант из перевода М.М.Богачихина, перекликающийся с другими источниками. Этот вариант неоднозначен и не описывает полностью соответствия между движениями и видами наматывания
  • Раскадровки соответствия движений из последовательности чань сы цзинь и видов наматывания - неполное описание, источники - Инби и продаваемые ими видеоматериалы с Сяованом
  • Вариант Чжоу Цзунхуа, говорящего о поворачивании ладони от центра и к центру

Возвращаемся к теме наматывания вообще и энергетической подоплёки в частности. Встречаются следующие подходы:

  • энергия разматывается в конечности из дяньтяня и сматывается обратно, заполняя всё тело на своём пути по спирали
  • энергия разматывается в конечности из дяньтяня и сматывается обратно, проходя по сухожильно - мышечным меридианам, являющимся в соответствии с теориями традиционной китайской медицины путями цзинь - сущностной энергии человека. Для заметивших путаницу с понятиями цзинь и цзин скажем - являющимися путями движения сухожильного усилия цзин. Следствием этого являются разные пути для потока разматывания и потока сматывания. Кстати Сяован в своих видеоматериалах по наматыванию говорит о том же
    Частным случаем является озвучиваемый в ИЛи цюане вариант движения энергии по большой орбите - макрокосмическому кругу, когда раскручивание происходит из точки мин мэнь вверх в спину по внешним сторонам рук и вниз по внешним сторонам ног, а возвращается по внутренним сторонам ног и рук, груди и животу в дяньтянь спереди. Причём левая и правая половины тела могут крутить энергию по разному, порождая комбинации движения. Изученние любого внутреннего направления допустимо, ибо они имеют единый корень понимания биомеханической и энергетической структуры тела, и по признанию многих патриархов говорят об одном и том же, а зачастую сливаются, как у Сунь Лутана
  • всё тело является неким "большим дяньтянем", "внешним коконом", являясь защитной структурой для внутреннего кокона, в котором происходит взаимодействие энергий, порождаемых внутренними органами и железами, и соотносимых с учением о Пяти первоэлементах. При этом энергия в этом внешнем коконе не шарахается абы как, а бвижется в соответствии со своими свойствами, имея соответсвия в наиболее грубой энергетической форме - физическом теле человека. Цзинь движется по сухожильно-мышечным меридианам, шэнь - по костной - суставной осевой структуре, ци наполняет всё тело. Например упомянания о внешнем коконе встречаются у Олега Чернэ, основателя клуба Инби

Например на сайти Инби в разделе, посвящённом обзору шёлковой нити, говорится, что существует два основынх вида наматывания - шунь чань, когда энергия раскручивается из нижнего киноварного поля и ни чань, когда энергия вкручивается внутрь в нижнее киноварное поле. Такое толкование, несомненно, имеет право на жизнь. Но. Но есть нестыковки, возможно в силу того, что нужно учитывать какие нито нюансы. Например с тем, что Чжаокуй, согласно, переводам М.Богачихина показывал разницу в прямом и обратном наматывании как вращение ладони вовнутрь и наружу, но вращение в одном направлении может быть как раскручивающм, так и скручивающим

На момент написания считаю важным отметить неочевидную вешь - указание на то, что вращение ладони наружу есть прямое наматывание и вращение ладони внутрь (вниз) есть обратное наматывание соотносится с различными источниками, в частности с книгами Чжэнлэя и Люсиня. Однако при ведении туловищем, при обеспечении связи между членами тела, при соответствии принципу "сустав за суставом нанизывается и пронизывается", при биомеханической увязке движений членов тела, при сохранении спиральности и так далее. Поворот ладони внутрь соответствует именно отведению от центральной оси тела наружу, а поворот ладони наружу соответствует затягиванию внешнего объекта к центральной оси тела. В каком то источнике приходилось встречать как раз противоположную позицию относительно видов осевого спирального вращения рук и видов наматывания шунь или ни

Получается опять же, что под наматыванием разными практикующими могут пониматься и понимаются разные вещи. Но этот физиологический факт несоответствия отметим. На практике достаточно попробовать делать приведённые формы последовательности шёлковой нити, чтобы увидеть, что опора от тела, позволяющая отводить внешнее усилие возможна при повороте руки по ни чань, как оно описано у Чжэнлэя и Люсиня, а по шунь чань при обеспечении целостного ведения центром возможно "затаскивание" на себя. Если же посмотреть на формы Ян ши, в частности на известного "воробья", то да, в том, что соответствует шунь чань можно увидеть отражение Пэн, однако кроме Чэней никто об определяющем акценте наматывания шёлковой нити не говорит, да и говорить о целостном движении можно с большой натяжкой, т.к. на горизонте биомеханики отдельные группы мышц работают самостоятельно, не "протягивая" ощущения усилия через всю биомеханическую структуру. Вообще выстроенность на мой взгляд тем качественнее, чем мы ближе к Чэньши. У Ян и У (шумного) с этим внешне всё хуже, а У Юйсян (Воинственный) согласно доступным материалам только начинал у Янов, далее продолжив у Чэней

Опять же я говорю про отсутствие и полностью детализированной методики построения движения. Всё это поддаётся формализации - примером могут быть как многочисленные методики цигуна, так и илицюань. Но именно в тайцзи обычно жмутся "держатели секретов". Возвращаясь к Инбишному варианту, он ведь фактически говорит о накоплении и выплеске, то есть о ритмике. А ритмики для однозначного описания движения совершенно недостаточно, это я уже проходил ...

Важно в этом контексте, что для целей прикладного использования "напихать энергии в дяньтянь и глушить врагов", оно конечно заманчиво. Но есть правило суммирования усилий, когда физическое, энергетическое и банально прикладное должно соответствовать и взаимно усиливать друг друга. В контексте рассматривания тела как энергетической структуры, этот момент начинает звучать очень громко, и проработка энергетики и тонкая проработка физики начинают сливаться, и разделения энергетики и физики начинает сходить на нет. Ещё один известный специалист по даосским практикам - Олег Чернэ (Инби), организовавший ежегодные кэмпы и регулярно привозящий в Россию Сяована - ещё в начале нулевых обращал внимание на неадекватные ожидания современных последователей Ян Ши, считающих, что раскармливая дяньтянь и не обращая внимание на тело, они лет так через двадцать будут "всё крушить"

Увязка с физическим встречается у всех серьёзных исследователей и практиков, начиная от патриархов - Сяована (говорящего о низких столбах, тяжёлых пятиметровых шестах и палицах), Чэнь Юя (по информации занимавшихся с ним) и Ма Хуна (оперирующего, например, тяжёлыми каменными ступами, что отлично видно на подготовленных им видеоматериалах), и опускаясь до всё менее известных занимающихся. Другое дело, что галимая физуха - это ещё не всё, и это, конечно, не суть, но важная часть мозаики ...

Таким образом понятие наматывания шёлковой нити получает дополнение в виде понятия путей, по которым движется энергия в теле, а задача построения полной инженерной модели пополняется требованиями о раскадровках движения энергии по путям внутри тела. Причём в соответствии с принципом всё двинулось - нет ничего не движущегося, для каждой фазы движения каждой формы и свободного движения должна существовать раскадровка по каждой части тела и каждому каналу. Впрочем об этом же косвенно говорит наиболее известный европейский официальный ученик Сяована - Ян Сибельсдорф, когда пишет в своей книге, что инструктор должен показывать на себе и рассказывать про тонкие движения дяньтяня в каждой форме при обучении новичка. Только вот опять же в публичном виде этих материалов нема

Однако среди китайских специалистов по тайцзицюань существует мнение о том, что этому искусству больше трёх тысяч лет, что клан Чэней не является его родоначальником, но получил передачу от одного из носителей, Цзян Фа, и адаптировал искусство, слив его со своим прошаолиньским направлением "Пушечные удары" (по одному из источников семья Чэнь известна была как "пушечноударные Чэни"), а сила спирального кручения вовсе не присуща тайцзицюань как ведущая особенность (хотя присутствует даже во внешних направлениях), и является позднейшим привнесением Чэнь Синя. Относительно последнего высказывания ... Российский специалист - китаевед А.О. Милянюк, занимающийся, насколько мне известно, Ян ши тайцзицюань, перевёл книгу Юй Чжицзюня "Малоамплитудный комплекс стиля Ян ..." М.:Стилсервис, 2008. В этой книге в главе 4 "Научные основания ..." на странице 232 сказано "Что касается теории тайцзицюань, то исключая тайцзицюань стиля Чэнь, обычно все используют следующие трактаты: Ван Цзунюэ "Суждение о тайцзицюань", Чжэн Саньфэн "Суждение о тайцзицюань", "Искреннее разъяснение к приктике мастерства тринадцати позиционных основ", "Речитатив о тринадцати позиционных основах", "Речитатив о рукопашном бое" ..."

Далее в этой же книге начиная со страницы 572 в приложении два приведены тезисы доклада профессора Пекинского Института инженерно - технической информации Юй Чжицзюня на конференции ИДВ РАН в 2005 году "Недостатки в исследовании истории и развитии тайцзицюань в Китае на волне политизации". В этих материалах доказательно гнобится теория о том, что именно Чэни создали тайцзицюань. За полной информацией отсылаю заинтересованного читателя к книге. Здесь же приведу выдержки из обоснований - причиню: "Причина вторая ... в труде Чэнь Вантина 22 абзаца переписаны из трудов Ци Цзигуана, из 32 позиций пао чуй 29 взяты у Ци Цзигуана, четвёртая часть паочуй целиком взята из шаолиньского комплекса хунцюань, методы копья Чэнь взяты из комплекса "24 позиции с копьём семьи Ян" и "комплекса восьми матерей", методы палки взяты из шаолиньского комплекса с шэстом фэнмобан, трактаты Чэнь Синя "Суждение о десяти главных требованиях" и "Слова о требованиях к применению боевого искусства" целиком списаны с трактатов направления синъицюань "Суждение о девяти требованиях" и "Методы рукопашного боя" ..."

Далее там же сказано с моими сокращениями "причина третья ... Чэнь Синь выдвинул в качестве теоретической основы своей кулачной техники построения хэ ту и ло шу, чем полностью изменил "учение о первоначалах инь-ян механизма тайцзи" ... он закрутил круг тайцзи в спираль и впервые выдвинул понятие так называемой "силы спирального кручения (чаньсыцзинь)", объявив при этом, что "тайцзицюань - это всего лишь способы использования принципа спирального кручения". А это на самом деле есть доказательства того, что тайцзицюань клана Чэнь не пользуется базовой теорией "учения о механизме тайцзи", а потому и никак не может являться искусством тайцзицюань, это может быть только "чаньсыцюань" ... Кулачное искусство данного типа создано именно Чэнь Синем, и оно не имеет никакого отношения ни к Чэнь Чансину, ни тем более к Чэнь Вантину ..."

Что же, это серьёзные заявления, которые требуют отдельного исследования. Однако не считают ли Чэнь Сяована величиной номер один в мире тайцзицюань. Это неоднозначно, например, есть сведения о том, что Сяован отказался от поединка с носителем тайцзицюань Чин, известного и как И - Ли цюань. И не являются ли классические последовательности старого стиля Чэней наиболее выстроенными и законченными ? С этим действительно трудно спорить, притом, что хореография классических последовательностей разных семей сильно совпадает, а сравнение последовательностей лао цзя Чэнь ши, Ян ши и У Юйсяна на мой субъективный взгляд подтверждает ту часть истории о передаче, которая говорит о том, что основатель У Воинственного сначала учился у Янов, а потом у Ченей. Конечно это можно приписать слиянию полученной Чэнями передачи с практикуемым ими внешним направлением и более акцентированное на биомехание отношение. Однако же для получения результата пить нужно "из разных источников", и на мой взгляд вопрос первичности того или иного клана не должен затмевать задачи вытащить из под разнообразной шелухи и не образующей костяк информации суть в виде тиражируемых и результативных технологий

Теперь же отойдём от китайских трактовок, и посмотрим на альтернативы. По данным исследователей если слово "энергетика" заменить словом "биомеханика", а слово "цигун" - словом "дыхание", то традиционные китайские взгляды станут гораздо понятнее. Я не совсем согласен с этой формулой, так как в ней нет понятий прямых и обратных управляемых психосоматических связей, выливалщихся в управляемые ощущения, но зерно истины есть. Китайцы говорят, одни - о том, что в пределах прямого и обратного наматывания существует правое/левое верхнее/нижнее большое/малое и далее всего пять колец, другие говорят о том, что прямое и обратное наматывание явлются отдельным кольцом, наряду с ранее перечисленными. Также встречаются термины наматывания и обматывания, несущие разную смысловую нагрузку в русском языке. Что дальше ?

Дальше - можно наматывать шёлк (или пряжу) на веретено, а можно и веретено вращать, удерживая нить в центре. Вот только что тут нить и что - веретено ? Не здесь ли кроется суть ? С учётом приведённых в переводе Милянюка мнений о том, что чэнь ши не является истинным тайцзицюань, но компиляцией, в том числе из Син И. Мягко говоря это спорное утверждение, хотя и аргументированное его автором. Но акцентируется на наматывании только Чэнь ши, тогда как кручение вокруг костных осей и увязка суставов (хотя бы в виде шаолиньского понятия шести соответствий) присутствует даже во внешних стилях. Однако в том, чтобы нанизать движения по трём осям Евклидова пространства на ось ритмики (расширение/сжатие, оно же отталкивание/затаскивание на себя) есть реальный биомеханический смысл свивания усилия. И можно было бы принять точку зрения, говорящую о том, что прямое и обратное наматывание есть фактически отталкивание и затаскивание на себя. Однако практики говорят, и им вторит книга Малявина с термином "природа жидконаполненных тел", что усилие отражения присутствует всегда (при этом классики предостерегают от болезни упора и силового противодействия)

По этой причине можно рассматривать суть термина прямое и обратное наматывание как синтез усилия по отталкиванию (со знаком плюс, или прямое) или затаскивания на себя (то же отталкивание с противоположным знаком, обратное), независимо от знака сопровождающееся отражением внешнего воздействия по тем или иным направлениям приходящей внешней силы. Это не полностью соотносится с высказыванием о том, что прямое нажатие - это отражение, а обратное - это пропускание. Это высказывание раскритиковано Ма Хуном, но и он говорит, что отражение это прямое наматывание, а пропускание может быть и прямым, и обратным. Интересна позиция семьи Чин (И Ли), говорящая об иньской стороне частей теля и о янской. Фактический поворот в точке контакта той или иной стороной можно считать отражением (янькие стороны) или пропусканием (иньские стороны)

Также я учитываю контекст своих исследований по базе физического двввижения в формах, по прошествии времени сведшееся к комбинированию вращательного движения куба структуры тела в двух произвольно взятых плоскостях из трёх возможных в Евклидовом пространстве с ритмикой отталкивания и затаскивания, ныне четырёхфазной. В этом контексте выстроены и все формы, причём движения форм стопроцентно вписываются построенную модель, чего не скажешь о ранних изысканиях. Так вот в этой модели движение объёмно и в определённых плоскостях и под определёнными углами является отражающим, под другими же - затаскивающим

Если же посмотреть с точки физиологии, то целостное движение биомеханической структуры тела, определяемое вращательными моментами любых двух плоскостей из трёх определяют три оси, а значит - и телесный объём в Евклидовом пространстве, и добавить на этом горизонте можно только ритмику. Однако в любом случае движение повлечёт за собой вращение конечностей вокруг костных осей и позвоночника в части тазового и плечевого пояса относительно друг друга. При этом рука, поворачиваясь хоть по шунь, хоть по ни, сможет совершать и движения отражения (пэнцзинь), и движения пропускания (люйцзинь). Более того, если люй является одним из проявлений пэн, то как согласуется это с попыткой отдельных авторов представить вращение шунь и ни как чёткое соответствие пэн и люй ? А там у авторов не сказано "равно", а сказано "преимущественно"

Например, в "защите рукой и ударе от плеча" начальные действия двумя руками вниз с ведущим вращением, соответствующим вращению по ни в обоих руках, наиболее соответствует усилию именно отражения (на мой взгляд, хотя по отдельным источникам в Чэнь ши введены дополнительные усилия, и можно говорить об усилии вращения вниз - водоворота), что никак не согласуется с соответствием пэн (отражение) - шунь (прямое наматывание), ни с геометрией, описанной Малявиным в его книге. Опять же, разве нельзя сделать, например, нажимание (цзицзинь, уплотнение структуры тела) вправо, влево, вверх или назад ? Кстати, при исследовании и раскладывании форм в повторяющиеся фазы как то иначе предстают казалось бы упрощённые по сравнению с Чэнь ши формы других направлений, по сути содержащие те же фазы без лишней избыточности

Выше показан процесс исканий, на текущий момент моё понимание шёлковой нити опирается на увязку со вскрытой формулой построения движения и запланирован к публикации. Окончательная волшебная таблетка пока не достигнута, хотя понимания стало существенно больше ...

 
 

текущее понимание
формула движения
вопросы инструктору

понятийные узлы
мои статьи по теме
мои видеонаработки
медиа разных авторов
ссылки на источники

очередные глобальные итоги

 
     
   
   
    Нравится      

(C) Белонин С.С., 1974-2017. Дата последней модификации страницы:2017-11-08 23:08:28