Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  О внутренней энергии, дыхании и цигун тайцзицюань  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность

Я в доме у вас не нарушу покоя
Cкромнее меня не найти из полка
И если свободен ваш дом от постоя
То нет ли хоть в сердце у вас уголка ?..

Гусарская баллада

Ключевые выводы сразу

Моё понимание заключается в том, что суть внутренней энергии, используемой в тайцзицюань - это выработанные ощущения прямых и обратных психосоматических связей, используемых при построении движения подготовленным телом (энерговодом), и умение управлять ими, а не аккумулятор в теле, из которого можно как из бластера пулять куда хошь за пределы тела. А вот для наработки и используется подход "свивания усилий", когда сознание, биомеханика, хореография, энергетика "льют на одну мельницу" для получения результата

Точно так же, как раскрытие и натягивание применяется при построении движения, обращённое дыхание используется во внутреннем ударе, который, в отличие от внешних стилей, производится обратной реакцией на сжатие. И навык обращённого дыхания позволяет простраивать опорность и готовить внутреннюю среду тела к скачкам внутреннего давления

Важно. Прямой передачи как личный ученик я не получал, собирал куски мозаики и не закончил эту тему. Прошу учитывать и не играться без учителя. К энергетическим аспектам ци гун относятся столбы, накопление и ведение энергии, а также тренировка фацзинь (выплеска, внутреннего удара), сюда же условно можно отнести и тренировку сознания

Столбовые практики многоцелевые, они вскрывают виды тканей внешнего тела, выстаивают структуру, прочищают каналы и делают многое другое. Сознательное управление ощущениями (ведение энергии по телу) изучается в шёлковой нити и формальных последовательностях таолу, тренировка выплеска (фа цзинь) связана в первую очередь с обращёным дыханием. Для активного использования сознания тело должно быть проработано до состояния осознаваемой динамической биомеанической структуры, что дают формы

Однако этого всего запросто может не хватать в условиях современного социума, и приходится привлекать совершенно другие практики для дополнения показанных выше. Такими практиками может стать, например, тихое сидение

Всё Дальше идёт размусоливание по теме

начало дополнения 2020-12-01
Про метод столбового настаивания существуют разные взгляды - и что он был частью методов всегда, и что он появился относительно недавно ... Однако в Инби под патронажем Чэнь Сяована этот метод давали сразу, правда в обычной манере без серьёзных и детальных теоретических пояснений. Была информация о том, что благодаря столбовому настаиванию можно резко сократить время выстраивания тела. Была практическая правка занимающихся по любимому принципу традиционщиков "делать надо вот так", т.е. наследовать и хорошее и закравшиеся ошибки без понимания задачи и логики. Но однако же метод давали, в виде трёх симметричных столбов, и это большой плюс, и за это большой поклон. Как же этот метод удалось использовать ?

В последующем, при отходе от Инби, в 2002-2004 годах я организовывал себе ежедневное трёхгодичное почти часовое (от 43 до 59 минут) выстаивание в верхнем столбе, которое дало определённые результаты как положительные для понимания и вскрытия нюансов, так и местами отрицательные для здоровья. Также альтетнативную передачу метода живого дерева я получил на курсе Чжунюань цигун и сертифицированного преподавателя этого метода. Нужно сказать, что совершенно недавно у смежников в илицюань была выпущена книга Павла Кавалерова "О столбовом настаивании", в которой вполне инженерным языком объяснен метод столбового настаивания в деталях, и книгу эту можно рекомендовать уплотнения пнимания. Но практиковали и без неё

Метод столбового настаивания заключается в пребывании в определёных позах тела продолительное время, за которое при внешней неподвижности возникает углубленное знакомство сознания с телом, выстраиваются ощущения и всязи тело - сознание, прорабатываются более глубоко и вдумчиво, на уровне телесного сознания, требования к частям, и появляется ощущение внутреннего движения тела, той самой энергии, которое может вести внешнее. Метод столбового настаивания затратен по времени, но здесь ничего не поделать - это естественное следствие из природы тела, которому нужны определённые временные циклы для созревания ощущений

В дальнейшем я отошёл от метода столбового настаивания, прозанимавшись им много лет и переведя ощущение столба в динамические формы, но имею его в арсенале. Возможно, в процессе восстановления от травм появится потребность и в его воскрешении ... К тому же исследовательская деятельность по разбору лежащего за стилями смысла, с привлечением нескольких стилей, несколько разваливает наработанное одним стилем, при этом открывая более широкие горизонты для понимания. Крайне отрицательно на наработанные результаты влияют сильные травмы, которые местами во многом разбирают собранную и увязанную практикой целостную конструкцию, мотивируя к более глубокому пониманию смысла

Одним из основных результатов практики столбового настаивания, которые я получил, является разборка тела и вскрытие отдельных центров и видов тканей. В процессе продолжительного настаивания начинаешь отдельно ощущать в теле каждый центр преобразования усилия из пятнадцати, разные виды тканей - где мышца, где связки, кости, суставы ... всё то, что до этого в теле местами было слито в замкнутые области, компенсирующие недостаток подвижности одних частей излишней подвижностью смежников. Такие эффекты становятся возможны именно при длительном настаивании, когда тело устаёт держать позицию за счёт напряжёных мышц, и начинает работать более эффективно, подвешивая местами структуру на связки, убирая, в том числе с помощью треммора, излишние напряжения, прорабатывая проницаемость частей тела

Другим эффектом является углубление и замедление дэхания на фоне общего настаивания. В зависимости от качества биохимии тела полного расслабления в столбе достигнуть получается не всегда, и здесь проявляется внутренняя работа, при которой те или иные аспекты тела прорабатываются и проходят через изменение на фоне неподвижности. Из практики бывало и так, что за 50 минут стоянио одежда промокала насквозь, внизу образовывалась лужа пота, отдельные части тела бил треммор, однако особого ощущения усталости и одышки не было. Наоборот, дыхание было глубоким и спокойным ...

Ещё одним важным эффектом являлось именно взращиваемое ощущение внутреннего движения, перемещающегося внутри тела и способного вести движение внешнее. На тот момент атомарными для меня были перенос веса в ноги на ногу "в опору", поднятие и отпускание рук в столбе из опоры, наполнение груди или спины со опустшением противоположной части тела, а также собирание и отведение конечностей от тела. Так ощущениями и двигал. Позже пришло понимание, что энергия может привести наполнением снизу вверх и к поднятию, и к отпусканию руки, ещё позже - переход на урпаление движения вращением двух плоскостей, натягиванием движения на область нижнего дяньтяня или движением телом как большим энергетическим шаром. Далее были совсем другие откровения, но явно вскрытые в столбах внутренние движения так и остались в багаже

Обзор акцентов столбового настаивания на этом завершён, но не полон. Столбовое настаивание отдельная практика, заменить которую нечем. Хотя и говорят, что выполнение форм тайцзицюань позволяет получать схожие результаты без столбов, но за раз в двадцать (20) большее время
окончание дополнения 2020-12-01

Столбовые практики являются одним из нескольких равнозначных направлений наряду с формами, шёлковой нитью, парными практиками и другими. Активную столбовую практику я прекратил около 2012 года, имея перед этим примерно трёхгодичный (2001-2004 гг) опыт ежедневного часового настаивания в составе погружения в даосские практики, столбов, практики динамических форм деревенского направления Чэнь ши тайцзицюань и базовых кругов ба гуа, а также более эпизодичеких практик копья Чэнь ши, даоинь и комплексов на внешние сосуды, других даосских и недаосских практик. После погружения ещё лет восемь (2004-2012, как раз переехал в Москву и женился) практика выстраивалась более эпизодически - от ежедневных, не прерывающихся лет 20 по отдельным направлениям, до нескольких раз в неделю по другим, в том числе столбам. И ещё лет десять до погружения (1991-2001) было подводящих, с формами Чжэнь Маньцина и Ван Пэйшена, но уже совсем без учитилей. По поводу этих начальных лет - дурни были, занимаясь без учителей и методик на голом энтузиазме. За эти то годы в статусе личного ученика был бы совсем иной расклад

Столбовая практика приостановлена по ряду причин, одна из которых - вымывание тонкой энергии практиками столбов и управляемого через сознание и энергетику движения. В том числе тайцзицюаня. Опыт показал, что постоянное пребывание "на холоде" (психологическом) и практикование в состоянии "выжимания себя" позволяло добиваться интересных результатов в плане скорости и управляемости тела, но обратной стороной является нарастание ощущения вымывания тонкой субстанции, сил и мотивации. Фактическти энергетика тела становится энергетикой проводящей структуры без своих запасов, тело истаивает вместо пестования инь - накопления. В этом состоянии можно было или взлетать куда о дальше - возможно и помереть, но мы как раз тогда создавали семью и окунаться без проводника хрен знает куда с непредсказуемым результатом я не стал ... вернувшись к мясоедению и сбавив обороты по практикам

За всё время взаимодействия с даосскими темами статические стоячие практики - столбы - были представлены разными акцентами - мягким, все моменты которого сейчас системно покрываются Чжун Юнь цигуном, а также жестким и алхимическим, позволяющим вскрывать и прорабатывать физическую структуру внешнего тела. Вот про опыт жесткого и алхимического и поговорим. Не секрет, что столбовая работа или же свая, включаются многими преподавателями тайцзи в обязательные практики. У дачен цюань (Ицюань) столбы считаются основной практикой, и один из японских учеников успел написать книгу, в которой рассказывал, что первые три года стоял в столбе без правок и комментариев учителя. Из моего опыта столб действительно вскрывает ощущения, практически недоступные динамическим практикам, как об этом и писал Олег Чернэ, и помогает разбирать и собирать тело, однако акценты здесь сильно отличаются от мягкого направления

Сами термины "энергия" и "внутренняя энергия" заезжены давно и основательно ... И однако сводить всё тайцзицюань к голой биомеханике на мой взгляд неверно ... Почему я вообще могу об этом говорить ? В силу исторических причин. Начальный интерес к возможностям человека у меня оформился в векторе биоэнергетики, диагностики и лечения, а пройденные у специалиста курсы закончились присвоением квалификации "биоэнергокорректор". К сожалению от имеемых небольших уменй в настоящее время осталась небольшая часть в силу отсутствия ресурса на постоянную практику. Но для целей обсуждения рассматриваемой темы этих остатков хватит вполне

Итак есть не раз подтверждённый постулат - человек с не закрытым упёртым неверием сознанием ощущает биологическую энергию и при определённых условиях (на тёмном фоне) может видеть её вокруг открытых участков тела. отдельные источники говорят о возможности развития гораздо более тонкого восприятия и видения не только биоэнергии, но и цветных аурических оболочек. На момент написания этих строк у меня такое умение не развито, а факт видения "биологической силы" я не раз подтверждал с незнакомыми людьми

Возможно здесь допустимы разные глубины. Я в какой то момент окунулся в мир даосизма с его вариантом энергетических моделей, что потребовало акромя скотской жизни быдлоида обыкновенного, пусть даже страдающего духовностью, научностью и "общечеловеческими ценностями", вкладываться в изучение огромного объёма тем. Что то получалось, что то нет. Применительно к теме использования внутренней энергии в тайцзицюань, о которой сплошь и рядом твердили разные источники я также составил некое представление, опираясь на багаж биоэнергетического понимания, а также ряд других источников

Одним из таких источников стало участие в проводимых сенсом и врачём спортивного диспансера исследованиях по прямым и обратным психосоматическим связям. То есть как соматика (тело) управляет сознанием и как сознание может управлять соматикой. Эти довольно простые эксперименты показывали, как можно усилием сознания менять электрическую проводимость кожи, или, например, сердечные ритмы. О возможностях управления биохимией говорит и опыт лечебных и "религиозных" голоданий, из которых наиболее сложным для автора стало пятидневное сухое голодание. В последующем этот практический опыт подтвердил постулаты даосской алхимии, говорящей, что путём определённых практик и усилий можно преобразовывать физическое тело. В идеале - до бессмертного тела, что и является целью внутренней даосской алхимии. Ну и до достижения идеала подразумевается получение неких профитов в виде большего здоровья и определённого качества жизни

Таким образом вопроса неверия в предлагаемые даосизмом практические методы у меня не стоял, стоял вопрос заплаченной цены и полученной отдачи - начиная с получения и разработки методик и до достижения поставленных целей ... Применительно же к тайцзицюань интерес вызвал декларируемый всеобъёмлющий охват, когда одна техника позволяет развивать и биоэнергетические, и мистические, и биотехнологические, и алхимические основы. Да ещё и про мордобой чего то понять. Неплохая заявка ... Однако всё совершенно не так радужно, легко и беспроблемно

Ретроспектива изысканий

Если сильно вкратце - изначальной рабочей моделью был доступный публично подход Ян ши - "всё тело движется от дянь-тяня, забудьте о теле и двигайте дянь-тянем, чувствуйте энегрию, произывающую всё тело". Ну да, вроде всё верно, но идиллия очень быстро упёрлась в проверку просто движением, не говоря про прикладное использование даже в виде туйшоу. "Забыть про тело" оказалось не выгодной и проигрышной стратегией. Стало ясно, что нужно объединять знания о возможностях движения физического тела и этой самой энергетики

Здесь важно сказать, что для целей оздоровления поражённых отсутствием движения офисных работников подход Ян ши вполне себе работает, ибо даёт то расслабленое движение, которого так не хватает офисным работникам. Так что для целей фитнес центров сойдёт и это. А вот для целей получения тиражируемой методики с ведовскими, алхимическими и прикладными горизонтами - пардон, не канает

Следующий период попыток понять что то об используемой в тайцзицюань внутренней энергии совпал с большим количеством изысканий в сфере биомеханики и доступных источников от носителей стиля в увязке с другими направлениями, выразившихся в структурных, осевых и кубических моделях. Применительно ко внутренней энергии стало ясно, что если такая энергия и используется, то она должна приводить в действие физическое тело, в соответствии с высказыванием классика "погружать энергию и дух в кости" - течь внутри тела, то есть канализироваться в определённых путях течения энергии - каналах. И, согласно Чэнь Чжэнлэю - тело должно становиться целостной самодвижущейся системой. То есть структура каналов должна быть известна, замкнута, и управление течением энергии в этих каналах должно как минимум обеспечивать все движения в классических формах (лу или таолу). Хе хе

Здесь можно много говорить о различных вскрывшихся и вскрывающихся до сих пор по дороге вариантах, нюансах и особенностях, но оставим это на будущее и пойдём к сути. Итак, если энергия используется для управления своим телом, а система замкнута и самодостаточна, то это очень хорошо ложится на теорию сухожильно мышечных каналов, которые суть биологическая основа "привода" движения. Также к месту пришёлся созданный мной образ объёмной диаграммы тайцзиту, увязанной на три оси Евклидового пространства и на четырёхчастную ритмаку (в идеале - восьмичастную - соотнесённую в порядком Фу Си Чжоуской книги перемен)

Целью стало построение модели замкнутого внутреннего движения энергии цзин в сухожильно мышечных меридианах, спроецированная на видимое движение физического тела. Мерилом стало соответствие как минимум хореографии классических последовательностей, а также опора на костно - суставные оси физического тела. Однако движение в этом направлении дошло до потолка выявленной несводимости кубических моделей, что обусловило очередную "смену курса" исследований, впитавшую в себя все предыдущие наработки

При рассмотрении возможности движения энергии в сухожильно-мышечных каналах, например, нужно учитывать несколько моментов. Вроде всё верно - как говорится в классике - энергия цзин движется по сухожильно - мышечным каналам. То есть именно сущностная энергия этого конкретно взятого человека, эссенцией которой является "семя" для мужчин и "кровь" для женщин, движется по каналам, физическая проекция которых как раз и отвечает за инициирование движения. Этот объём выстроен вокруг осевой костно - суставной структуры, и перемены в мышцах и сухожилиях порождают физическое движение. При этом система у нас, согласно Чжэнлэя, целостная и самодвижущаяся, то есть закрытая

Но дело в том, что у нас в каждой конечности по шесть каналов. В соответствии с классической и публично доступной теорией акупунктуры. И даже если их только два - то одноременно с разматыванием энергии в руку должно быть и сматывание в центр - система то замкнутая и целостная. А их шесть. И спроецировать движение в каналах на физическое движение не так то просто. А нам нужно не просто проецирование, но формула построения движения, чтобы не только любоваться на чужие плоды, но иметь возможность творить самим - и в рамках канона, и за его пределами

Поэтому я прибегнул к костылям - определив систему как целостую и замкнутую, то есть шар тайцзи, привёл его к кубу, как к модели, и выделил для куба оси перемен, то есть оси Евклидова пространства. Таким образом начальная задача получила промежуточный горизонт - возможно ли раскадровать движения в классических формах через перемены в трёх осях, и если да - задокументировать такую раскадровку и её проекцию на физические движения и перемены в кубе/шаре объёма

Самое интересное, что формы раскадровались, и в 2005 году я отснял около тысячи фаз перемен для первого лу лаоцзя. Но пришлось добавить понятия ритмики, и пришлось добавить понятия ведущего в сознании и в теле. И при этом мелкие детали, как то повороты ладони в ту или иную сторону и т.п. этой моделью не объяснялись и зачастую не соответствовали ей. Для объяснения приходилось применять "костыль" дополнительных требований "вкрученности" членов. Этот довольно большой пласт исследований из доброго десятка моделей осевого, кубического и ритмического горизонтов пришёл к своему потолку в виде вскрытого мной явления "несводимости" кубических моделей к одному варианту. Результатом стали плоскостные и прикладные модели, впитавшие всё прежнее

Таким образом комплексная модель перемен в сухожильно мышечных меридианах на настоящий момент не завершена, и стоит вопрос - является ли она базовой для постороения движения в чэньском тайцзицюань, или же это неверная рабочая гипотеза, или же она частично верна, но не ключевая. Конечно же здесь сыграли свою роль поднимаемые вопросы по инициированию движения, например, основатель Инби показывал, что внутренний кокон, который соотносят с нижним дяньтянем, имеет алхимическую ценность, тогда как именно движение внешнего кокона, соотносимого с телом, призвано нести граничную функцию. Таким образом высказывания классиков о движении от дянь тяня на некоторое время были мной сознательно отодвинуты в сторону для проработки варианта с внешним коконом, когда всё тело воспринимается как большой дянь тянь, с переменами в нем в первую очередь по сухожильно мышечным меридианам

То есть подведём промежуточный итог - формула целостного движения, основанная на переменах в сухожильно - мышечных меридианах, и которую можно "запускать" при возникновении необходимости, получается сложной даже на подступах и находится в стадии неких промежуточных итогов. То есть что получается ? Когда боксёр год за годом ставит небольшое количество техники, шлифуя её на практике, любителям тайцзицюань приходится десятилениями выискивать ту самую целостную методику, которую потом также предстоит шлифовать. Однако цена вопроса здесь - целостный охват всей возможной динамики движения, соотнесённой с понятием "Великий Предел". И нередко народ после двух трёх десятков лет всё также получает в бубен от боксёра, за редким исключением. А как же высказывание "мерило - практика" ? Заметим, что сами Чэни годам к 30 становятся признанными мастерами и в бубен не получают, а при случае могут и сами навалять не по детски. Это так, для размышления ...

Далее. Когда несводимость кубических моделей проявилась окончательно, тогда же из нескольких источников пришла очередная информация к размышлению, соотносимая с тем, о чем я знал с самого начала, но на чём не акцетировался ... Во первых понятие энергия для энергетической картины мира глобально, и разделять на эергетическое и физическое нельзя. Ибо тело человека - энергия, стол - энергия, мысль - энергия, земля - энергия, Дух - энергия. Только разная по характеристикам - там по частоте, амплитуде (мощи), модуляциям, Калагия вот вообще понятие тинктура вводит. Поэтому можно говорить о грубой и тонкой энергии, а не теле отдельно и энергии отдельно. Это уже вообще из разряда общего миропонимания и "натурфилософии", тема гораздо более огромная, чем тайцзицюань

Так вот "я щас скажу крамольную вещь". Утончённая работа с физическим - это тоже энергетические практики. Это соотносится и с моим сенсорным опытом, и с материалами от учеников патриархов тайцзицюань Ма Хуна и Чэнь Чжаокуя. Только я здесь говорю не о накачке мускулатуры, а о работе с биомеханикой, дающей ощущения опорности, инерционности и безинерционности, о подключении сознания для формирования тех самых прямых и обратных психосоматических связей, о работе с биохимией тела, например такими исключительно внешними методами, как диета, голодания и русские бани. В этом контексте понятие "энергетическое" является скорее результатом всех прочих практик, выраженных во взрощенных ощущениях и возможностях по управлению этими ощущениями

И поэтому вслед за Владимиром Котляром, выпустившим книгу "тайцзицюань, или о чём молчат китайцы", я могу сказать "какая энергия ? Её не существует". Что не отменяет нескольких вариантов понимания термина внутренняя энергия, и не отменяет различные модели движения от дянь тяня, наматывания шёлковой нити и т.п.

То есть ещё раз, огромное количество домыслов у различных практикующих тайцзицюань и осутствие единой публичной инженерно выверенной методики приводят к отсутствию тиражируемого результата. Отсутствие публичной формулы движения приводит к тому, что каждый лепит "кто во что горазд", и к невозможности "накатывать" модель движения, формировать некую систему орбит движения, но вместо этого все находятся в подвешенном состоянии и при появлении малейших новых переменнных в уравнении вынуждены править свою картину мира и практику, поворачивать их чуть ли не на 180 градусов. Если все находятся в поисках целостной детальнейшей методики или же смиряются и ограничиваются каким то суррогатом, то как можно это эфемерное шлифовать, накатывать, практиковать ?

Вот и уходит народ в и-ли цюань, оперирующий понятием движения энергии по т.н. "большому" кругу, тайский бокс, боевое самбо, капоэйру наконец ... Потому что не находит для себя вменяемой отдачи ни по каким горизонтам - ни по алхимическим, ни по энергетическим, ни по прикладным. Разве что совсем поражённый малым количеством движения офисный планктон десятилетиями накручивает в фитнес центрах упрощённый Ян ши. Какая тут нафиг внутренняя энергия ? Хореографию бы выучили

Примечательно, что в и-ли цюань, называемом иногда тайцзицюань семьи Чин, теория и практика идут рука об руку, и детальная теория опирается на движение той самой внутренней энергии по большой микрокосмической орбите, захватывающей всё тело и не предлагающей забыть его и "двигать дяньтянем", как это делается отдельными последователями Ян ши. То есть происходит целостная увязка физического, эергетического, биомеханического и т.д. Разумная, грамотная и воспринимаемая нашим русским сознанием на ура. И, кстати, такая формула движения увязывается с классическими лу других направлений тайцзицюань. Почему другие направления тайцзицюань не говорят на этом же языке детальной методики обучения и формулы построения движения - загадка великая есть. Но полутайна - это всегда или недопонимание, или мошенничество

Таки следующим этапом стал этап возврата "вперёд в прошлое". Фаза энергетического насилования продлилась приличное количество лет, и привела практически к исчерпанию инь потенциала. Потребовалось подойти к границе возникновения реальных проблем со здоровьем, чтобы небыстро принять решение отойти от варианта насильственного использования энергетики. Дальнейшее движение пошло в сторону объединения плоскоснтых моделей движения тела как большого дянь тяня, перемен в моих "кубах объёма", движения "от дянь тяня" и массы других моментов с орбитой большого круга

Другой увязанной на понятие энергии темой являются резервные возможности организма. Скрытые, так сказать, резервы. Крайние случаи и сверхдостижения, о которых говорят отдельные авторы, мы отложим в сторону и поговорим о более приземлённых вещах. Среднестатистический работник умственного труда вообще далёк от эффективного использования тела и сознания, обременён стереотипами о границах своих возможностей в пределах того, что он видит как возможности живущих вокруг себя. В результате человек оперирует в зоне привычного комфорта и выходить из неё человеку неприятно. Если теперь "изнасиловать" сознание и тело, заставив их напрягаться так, будто от действия зависит желанная жизнь - эффективность действия сильно возрастёт, но возрастёт и потеря сил, и нервный стресс, и неприятие действия. Получается, что действия в определённом режиме за пределами зоны комфорта являются более эффективными, но ресурсоёмкими. Если подсознание может избежать таких действий, оно их избежит, найдя объяснения для головы и сформировав нужные психосоматические реакции в теле. Ну не нравятся телу некомфортные режимы

Занимаясь доступными практиками даосизма, я имел трёхлетнее погружение в функционирование во внекомфортном режиме по собственному выбору. Отсутствие жизненных перспектив и неудовлетворённость текущим состоянием на тот момент достигли уровня, превышающего нежелание подсознания проводить работы по изменению себя в зоне некомфортного режима. Это состояние в некоторой степени доступно многим жителям российской глубинки, но в моём случае острота резко усиливалась несколькими факторами. До того таким же погружением стал опыт службы в армии, к которому я на тот момент был не готов в первую очередь психологически, и в процессе которого многие социальные и межчеловеческие части картины мира существенно обогатились. До того имело место наиболее жёсткое вынужденностью и детским возрастом более чем десятилетнее погружение, собственно определившее последующие вектора. В общем опыт жизни "на холоде" (термин мой) был как вынужденный, так и добровольный

Ежедневные часовые столбы, динамические практики, смена режима питания на вегетарианский и отбрасывание психологического балласта и вредителей позволили провести некоторые изменения в психике и биохимии, и выйти на определённые искомые горизонты. А также подойти к некой границе, когда те самые внутренние резервы ощущались практически исчерпанными. В дальнейшем под влиянием социальной нагрузки какие то части выстроенного потока пришлось частично откатить взад, однако понимание мобилизации возможностей было закреплено и увязано с декларируемым в тайцзицюане использованием опоры на пять видов тканей опорно-двигательного аппарата и альтернативного метода построения движения, долгое время воспринимаемого как панацея своего рода. До момента, когда определённая болячка показала хрупкость тела и границы применения методик "выжимания себя". Результатом стал вывод о "срединном пути", более адекватном жизни, чем ранние подходы к теме

Применительно к теме энергии можно сказать, что методики повышения эффективности за счёт выхода "на холод" из зоны комфорта и концентрации процесса также можно рассматривать как источник энергии одного види и, одновременно, поглотитель глубинных резервов психики. Алхимический вопрос возможности преобразования некомфортных режимов работы психики в привычные и комфортные, допустимых границ сего действия и мотивов рассматривать здесь мы не будем, но отметим, что он для любого серьёзно занимающегося должен быть важнее, чем побочные результаты типа повышения эффективности

 
 

Общие моменты:

- текущее понимание
- формула движения
- вопросы инструктору

- понятийные узлы
- мои статьи по теме
- мои видеонаработки
- материалы мастеров
- ссылки на источники

- очередные глобальные итоги

 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2020-11-30 23:45:23