Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Рабочие записи - результаты семинара по илицюань ноябрь 2017  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Бывает - наступают моменты, когда слова заканчиваются. Не потому, что сказать нечего. А потому, что тема становится, во-первых, объёмной по количеству деталей, и, во-вторых, тема становится объёмной в смысле появления нелинейной структуры. Сознание с алгоритмов мышления и чувствования линейно - вербальных вышибает на алгоритмы образного мышления и алгоритмы очувствования, и в линейной модели остаётся только писать - для того, чтобы помочь себе зафиксировать отдельные аспекты. Это верно и для ситуации прошедшего в ноябре семинара Александра Скалозуба "Вся система илицюань за три дня". К третьему дню семирана слова в очередной раз остановились, хотя осмысление и очувствование материала, конечно, продолжилось

Настоящая статья - это именно такие рабочие записи, актуальные на время написания. Для меня особый интерес представляет увязка уровней преподавания илицюань и выявление того, как элементы разных уровней опираются на другие, но эту тему на публику выносить не планирую. Понимание структуры преподавания нужно для сравнения и вскрытия своих недоработок. Особенно актуально в последние годы, когда и оздоровительный аспект становится важен. Вообще, относительно материала, полученного на семинаре - пересказывать его в публичной статье я не планирую. Потому что, во-первых, никто мне права говорить за илицюань не давал, и, во-вторых - я могу ошибаться и понимать что-то по-своему. Вместо того, чтобы плодить домыслы скажу, что есть носители традиции, которые открыты к общению и смогут ответить на вопросы интересующихся наиболее качественным образом http://www.iliqchuan.ru. Поэтому если где-то в статье я пишу о каком то термине - это только моё понимание, оно может быть ошибочным

Задачи статьи - через мотивирующий элемент публичности помочь зафиксировать своё понимание проявившихся, всплывших на семинаре, да и вообще при касании темы илицюань, понятийных блоков, а также сформулировать системные и жизненные выводы. Темы это очень объёмные, деталей много, но Жизнь, мягко говоря, гораздо объёмнее, поэтому подобные инструменты фиксации привлекать вынужден. Иначе социальная нагрузка с радостью вымоет полученные материалы из головы и не даст возможности проработать их

Возможно - с течением времени и после соответствующей проработки и проверки - полученный на семинаре материал скорректирует мою картину мира, это тема отдельного и, по моим ритмам, небыстрого разговора. Потому планируются разделы - "проявившиеся понятия", "системные выводы", "житейские выводы"

Проявившиеся понятия

* толкование "тайцзи - это линия разделения Инь и Ян"
а более приземлённо - точка контакта. В таком контексте никогда не рассматривал. Рассматривал как корень Тьмы вещей, т.е. то, что порождает любые проявления, оно же Великий Предел (проявлений), т.е. опять же любые проявления. Может с позиции китайской космогонии это и не совсем верно, хотя, если не ошибаюсь, тайцзи - это и начало и вершина фазы проявления из у-цзи. Инь-Ян, сы сян и ба гуа, разворачивающиеся в 64 гексаграммы, порождают всю Тьму Вещей и, в пределе, Великий предел ... Быстрое, медленное, слабое, сильное и т.п. Этому сильно способствовал подход Чэнь ши, не отрицающий использование физической силы, но говорящей, что в утончённом варианте она становится усилием «всё тайцзи. Но хорошее или плохое, в зависимости от соответствия принципу»

* смотреть из нейтрали
вроде очевидно, не акцентировал, но у иликов про это говорится очень качественно

* технология чтобы соединить надо разделить
Использую с 1999 года, с момента взаимодействий с Инби – для построения любых моделей - строится через выделение узлов структуры и связей. Вся переферия из выделенных узлов и связей между ними - приводят к центру

* ведение изнутри-наружу и снаружи-внутрь
делал в масштабе образа – структура тела – большой дяньтянь, наполняет малый, а малый управляет большим. Это похоже, проходил и отмечал, но без акцентирования, как рабочий момент

* вбирание-выпускание
в текущей картине мира вбирание - выпускание это сжатие-проведение к дяньтяню и расширение от него до пальцев рук и ног

* сжатие-расширение
в текущей картине мира совмещаю с понятием вбирание - выпускание, причём сразу верх и низ. Однако вот здесь уже похоже назревает корректировка по мотивам семинара

* ошибка двойной тяжести
для меня на примере - пустое правое и полное левое, но в левом (как и правом) есть переднее и заднее, которые также будут пустыми или полными в более глобальной в пустоте или полноте левого или правого, а также верхнее и нижнее, которые будут ещё более пустыми или полными в более глобальной пустоте - полноте левого и правого, а потом - переднего и заднего. Это в своё время была основа для проработки моих кубических или моделей начального объёма. Но вывод о несводимости перемен в кубе показал потолок этих моделей

* проведение усилия
усилие веду на ощущениях наполнения через всё тело и интеграцией силы всех частей тела, от опоры до эффектора

* сферическая сила
после доведения эффектора до контакта использовал расширение по выбранному вектору, не по сфере. В чистом виде понятие именно сферическая сила не применял, однако чтобы пойти направо - должно пойти налево, вперёд - назад, вверх - вниз ... прекрасно укладывается в опорность через дяньтянь. Чтобы пойти куда-то нужно повести опору в противоположную сторону, где то больше, где то меньше. На точке контакта за счёт расширения от дянь тяня сила на сколько-то сферична, но одновременно промежуточные центры (суставы) в каждой точке сферичностью не наполнял

* трёхмерность
после различных вариантов остановился на ведении костной структуры движением области дянь-тяня в двух плоскостях (что определяет три оси или объём) для выстраивания движения, плюс сжатие-расширение структуры, но не по большому кругу, а одновременно из минмэнь как ощущения до рук и ног, и до нижнего дянь-тяня и из рук и ног, не акцентированно по инь (сразу руки и ноги) и ян (сразу руки и ноги) поверхностям. До этой формулы дошёл в 2011 году, чему способствовала недолгая совместная практика с одним из учеников Романа Романова в 2010 году. Тогда я всё же упорствовал в своих осевых моделях с последовательными переменами только в одной плоскости, но процесс шёл, и по прошествии времени следующим горизонтом после кубических стали многоплоскостные, а потом и объёмные модели, прорабатывающие уже многоплоскостное движение. Однако через пару месяцев мне попался опубликованный в 2010 году ролик Сяована о принципе как объёмном движении через две плоскости. Свой "велосипед", однако, ближе, тем более подтверждённый грандом. Вариант илицюань наверняка говорит о похожем, но другими словами. Будем изучать и интегрировать

* натяжение сухожилий
мной незаслуженно подзабыто, замещалось опорой на даньтянь и проницаемостью. Хотя это важный момент в наматывании. Кстати довольно чётко этот момент проявлен у Фёдора Парфёнова, приктикующего стиль У

* фацзинь
в целом похоже. Т.к. я вытаскивал по наитию, и веду на управляемых ощущениях - мгновенный выброс уплотнения из точки расслабления и с сохранением расслабления, с донесением полученной распорки от ног и изменением суперпозиции структуры в момент выброса в сторону уплотнения рисунка костной структуры. Плюс это всегда спираль движения структуры. Плюс в тайцзи накопление происходит в изогнутом - стоило сходить на семинар, чтобы вспомнить это. Просто на третий день в условиях впитывания инфоромации и качества, отличного от своих, начинаешь деревенеть и забывать и про фансун, и про наработанные алгоритмы - эта понятные временные эффекты от погружения в новое. Зато потом выплываюи в сознании моменты, объясняющие эти эффекты, а заодно и причины - подзабыл ты, брат, о чисто тайцзишном термине накопления в изогнутом. А иликовские включение по кругу и зацепление требуют проработки и осмысления, а объяснение сути выброса четкое и понятное

* готовность
о термине алертность и его реализации задумывался давно. Для меня это вылилось в ряд практик (тренировка способности ответа, тренировка включенности ответа, тренировка погружения во внешнее). Но только несколько повысило уровень, к искомому уровню результата не привело. Готовность в илике наверно не совсем соответствует понятию алертность

* усилия
Пэн - как природа жидконаполненного тела от Малявина мне подошла меньше, а вот упругая пружинящая структура (сухожильно – фасциальная) для эффекта пружинящего мяча подошла больше. С геометрическим вектором Малявина я также согласился, как с текущей рабочей моделью. Здесь же термин Пэн больше связан с более детально проработанной сферичностью, и проявляется в том числе техниками дополнения инь-ян для недопущения сминания. Это требует осмысления. О других семи классических усилиях тайцзи в контексте илицюань явно слышать пока не пришлось

* классические последовательности, лу, формы, ката, дорожки
носители традиции говорят, что Илицюань - бесформенный стиль, и в нём классические формы появились недавно как дань традиции. В доступных источниках по тайцзи приходилось сталкиваться со взглядом о необходимости перехода от форм к бесформенности. Однако классические последовательности - устоявшаяся и очень уважаемая форма сохранения знаний, которая прошла через века. В своём небольшом разбирательстве с тайцзицюань, именно отталкиваясь от классических форм, мне довелось придумать и проработать около тридцати моделей объяснения. В том числе получилось свести формы к базовым метадвижениям, которые свернулись в восемь базовых комбинаций из двух объёмных кругов. То есть получилось свернуть формы до формулы построения движения, конечно как рабочий момент, без претензий на окончательную истинность. Но моему варианту далековато до бесформенности

* вращающиеся руки
это одна из ступеней обучения в илицюань, основы которой - восемь базовых кругов - на мой взгляд, очень похожи на восемь кругов моей формулы движения, по сути вытащенной мной из классических текстов, книг, семинаров, сторонних источников и хореографии по наитию. В илике, в составе целостной технологии обучения, это выглядит частью системы, и опирается на генерирование силы в круге, тогда как я вытаскивал многолетним уговариванием подсознания. Полного совпадения тут вроде нет, так что восемь кругов вращающихся рук - это ещё один предмет для изучения и сравнения

* расслабление
фансун - основа проницаемости и построения движения. Для себя много лет назад принял гораздо более правильный, на мой взгляд, термин - раскрепощение. Но чтобы в раскрепощении можно было принимать и генерировать силу - требуется проработка сухожильного комплекса, но всё же есть пределы принятия силы (а с позиций новых знаний по миофасциальному релизу правильнее говорить и проработке связок и фасций, а не сухожилий. Но - это отдельная история :)). С задачей проработки сухожилий в какой то степени справляется жонглирование шестом или бодибаром. Иликовская же акцентирующая формула "расслабление как процесс" однозначно дополнит понимание темы

* практика с предметами и оружием
этого в илицюань наверно есть, но не довелось пока увидеть в действии, кроме груш - мешков. Даже опираясь на общие принципы построения движения, каждый предмет задаёт свою манеру движения. Длиномеры, короткомеры, клинки, веера и т.п. ...

* внутренняя энергия

* спиральное канализирование

* движение от ног и от рук

* точка контакта и изменения в ней

* рефлексы

Системные выводы

Тактико - оперативный горизонт

Идея перемещения за счёт перемен в трёхмерном объёме плюс сжатие - расширение прорабатывалась мной с осевых моделях и ритмических моделях примерно в 2004-2011 годах, на своём практически колхозном уровне. Тогда о существовании илика я не догадывался ввобще. Дальше отошёл с сторону кубических, а потом, через ряд других, и объёмных моделей. Которые вроде тоже опираются на трёхмерное вращение тела через область нижнего дяньтяня и расширение/сжатие, но со своими упрощениями и допущениями ...

Тем интереснее видеть, как эту же идею в качестве одной из базовых успешно использует илицюань

Александр продемонстрировал существенно более высокий, чем мой совершенно небольшой навык, горизонт усилия отражения (Пэн), акцентированно выраженный в понятии сферической силы, работу в липких и вращающихся руках, эффекты замораживания, классического отбрасывания с фацзинь и ряд других моментов - с такой "технологической" лёгкостью и тиражируемостью, что проходить мимо илицюань - на мой взгляд - не самое лучшее решение для практикующего, независимо от уровней понимания и навыка

Житейские выводы

Ну хорошо, до какого то понимания формулы движения "дотелепал", дальше одним из направлений - групповые практики (из других направлений - прикладная, в т.ч. ударная, комбинаторика на основе формулы движения, оздоровительное движение). На примере одиночных форм понятно, как сворачивать до принципов практики туйшоу. Остаётся только практиковать. И всё же вариант илицюань с вращающимися и липкими руками именно для парных практик очень интересен. Потому что возникает вопрос целей и мотивации. Как с автомобилем - если вы сегодня сели за руль, нужно знать, для чего вы это сделали. Мысли по этому поводу конечно есть

Но про илицюань. Цели вращающихся рук понятны - в моей, возможно ошибочной, картине мира это в первую очередь отработка генерирования и встречи силы, отработка комбинаторики по всем восьми - ну вроде нету их больше - вариантам, в липких руках - удержание и прехват контроля. И для меня в теме парных практики наравне с регламентами туйшоу - это ещё один горизонт, на который стоит посмотреть ...

И ещё раз про жизнь и про процесс практики. От правильной периодической проработки базы я отошёл с 2012 года в силу неких причин, но жизнь здесь безжалостна - не нарабатываешь если, значит навык и качество тела угасает, пусть медленно и не полностью. Это в первую очередь касается столбового настаивания и тихого сидения. Зато развиваются другие моменты

Статья не завершена ...

PS. Возможность погрузиться в качественный и конструктивный поток, которым стал семинар шифу Александра Валентиновича Скалозуба, который в силу большого количества затронутых тем позволил естественно пребывать в изменённом состоянии объёмного восприятия - стоит дорогого, как и майский семинар 2016 года шигуна Ч.Фансёна, параллельно с общеознакомительными целями был акцентированно посвящён точке контакта. Наверно именно странное узнавание в отдельных аспектах илицюань как будто "своих" наработок и объясняет эффект возвращения моего внимания к илицюань. Илицюань конечно не тайцзицюань, но одновременно - это точно тайцзи ...

И на последок немного лирики. Стихи у меня раждаются редко, но после майского семинара 2016 года родилось приведённое ниже:

Зелёный купол непоняток
сок брызжет, жизнь вокруг бурлит
в тени на мягких ели лапах
искатель истины сидит
Ушёл на миг из мира стужи
из круговерти беготни
все так же тих, опять простужен
всё также "мудростью укушен"
людей программе непослушен
сосредоточен и сердит

Дань отдана уже земная
искал где только было сил
решил, что и к пределам рая
в своих исканьях доходил.
В глубинах даже шестерёнки
вращают мир что видеть смог,
в иную правду чуждых смыслов
друзьям повляпаться помог ...
Вообразил, смешно ей богу,
что эту вредную дорогу
хотя не верил - одолел
ведь не всегда же так сидел

Вообразил - остановиться
пора ... мещанское житьё ...
грибов кадушка, сад тенистый
и барышня, что с коромыслом,
навстречу, свежее жнивьё ...
И даром, что бесценный опыт
твердит про то же каждый раз
Заснул - замылил значит глаз,
пока идёшь - лишь жив. И вот ...

И вот, заснув, свернул за угол,
навстречу - древний старичок,
он також тих и так простужен
неясно чем он там укушен, но
после встречи - ш-ш-ш, молчок ...
К чему бежал, зачем стремился ?
Ура, в пути не удавился, и даже
малость обновился, притом
совсем не возгордился
Но - снова встреча ... Вот торчок !

Минует мерным шагом время, и встречу ту
перекуёт, но сон, похоже, не смахнёт
с горы расколотых поленьев, с травы,
и с бани, со жнивья и с барышни,
что с коромыслом идёт уверенно и быстро,
неся потоки поколений, пока мудрит
упорный гений ...

---
Белонин С.С. "Мужские игры", июнь 2016
навеяно знакомством с хранителем врат
джунсиньдао илицюань Чин Фансёном, и тем
расколбасом, который за этим последовал
 
 

Общие моменты:

- текущее понимание
- формула движения
- вопросы инструктору

- понятийные узлы
- мои статьи по теме
- мои видеонаработки
- материалы мастеров
- ссылки на источники

- очередные глобальные итоги

 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2019-12-04 00:43:28