Чэнь ши Тай Цзи

АМФора: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Формула движения или спрятанные звенья передачи базиса  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы

Немного предистории. Так получилось, что период моей юности пришёлся на середину и конец восьмидесятых. Я помню Союз и особенности жизни в региональном центре Центральной России. Я помню информационный голод и нищету восьмидесятых. Да, в девяностях с нищетой стало всё ещё хуже, но юность моя пришлась на более ранний период. Предлагаемая государством идеологическая жвачка не отвечала на те самые глобальные вопросы навроде "как устроен мир ?", "каковы выигрышные модели поведения ?", "как жить ?". Точнее государственное объяснение рассыпалось в прах от встречи с реальностью, отводя жителю страны незавидную роль. Напрочь зазомбированное комуняками старшее поколение не могло служить опорой, продуцируя, как писал Игорь Тальков, набор "нелепых доктрин". В той обстановке отдушиной для меня стали увлечения экстрасенсорикой, народной и альтернативной медициной, а также индийской и китайской йогой. Конечно, в той мизерной степени, которая была доступна десяти и далее летнему пацану. Это уже было очень много структурированной информации и возможностей телесного приложения практик. Так сложилось, что одним из наиболее изученных аспектов оказалось китайское искусство тайцзицюань

И, хотя такие занятия всегда воспринимались мной как "костыли", "затычки" для образовавшихся в родительской культуре белых пятен, исследования часто требовали глубокого погружения и примерки ароматов чужих культур с их особенностями мировосприятия на свою шкуру, а раскрученный маховик многочасовых ежедневных практик - пусть качество и оставляло желать лучшего - оказался очень инерционен. Всяко после женитьбы и переезда в Москву, несмотря на свалившуюся глобальную загрузку бытом, как то срасталось и практиковать понемногу, и заниматься исследованиями, моделированием и перебором вариантов, даже в последний 2014-15 год, когда выявились болячки. Да, занятия тайцзи и другими гранями немного улучшают картину, но небольшое время практики не способны перемолоть 12 и более часов ежедневной социальной нагрузки ... Нелепое мироустройство, когда ради небольших отрезков жизни и для получения ресурсов большая часть времени тратится на не-жизнь, не-дела, подстраивающееся общение с социальной не-людью, с которой невозможно даже поговорить о значимом. Впрочем если жизнь тянется нитью, то все эти работы, службы и т.п. рано или поздно отпадают как засохшая грязь с обуви, и даже сопутствующие им лица со временем ожидаемо стираются из памяти ...

Применительно к тайцзицюань это вылилось в примерно тридцать моделей, моделирующих классические формы. Целью был поиск формулы построения движения, ибо нелепо иметь только проявление в виде классических форм, но не иметь ни базовой формулы движени, ни исчерпывающего набора принципов и методик. Это к вопросу о доступности Знаний тогда, хотя и сейчас не лучше. В переведённой литературе зачастую в качестве фундаментальных принципов предлагались требования к частям тела, но и там, где описывались базовые постулаты, они были фрагментарны и не доходили до работающих формул. То есть новичок оказывался в ситуациию когда он видел нечто и фрагментарное описание причин и принципов, и был обречён на многогодичное хождение по кругу без наличия детальной информационной модели, с которой можно было бы соотносить видимое нечто. Поэтому веры такие источники если и заслуживали, то только как источники информации - сырья для проверки, выборки для построения Знаний

За прошедшие более чем десять лет поисков, проводившихся в свободное от свободного времени время, было перемолото немало информации со стороны и из околотайцзицюаньских кругов, пройдены, смоделированы и проверены несколько десятков разных моделей от очень сложных до простых. Вот пример сложной модели - была предпринята попытка увязать физическое движение с движением энергии управляемой сознанием по 12 парным сухожильно-мышечным меридианам, для чего меридианы моделировались на соответствие сторонам тела в трёхмерном пространстве относительно центральных осей, которымя являлись кости и суставы опорно - двигательного аппарата. И вот такую модель нужно было натянуть на классические формы, проработать и сделать выводы о соответствии. Примером простой модели может служить ритмическая "мельница". Результатом проработки разных моделей стало нечто серединное и довольно простое, но соответствующее и классической литературе, и высказываниям и пояснениям гранд - мастеров традиции, и - самое важное - классическим последовательностям, и названное мной первой объёмной моделью. Вот первый лу, движения в котором выстроены по объёмной модели:

Это фактически проявление формулы построения движения, которую на мой дурацкий взгляд нужно давать ученикам сразу в увязке с хореографией классических последовательностей, что позволит идти дальше от опоры - информационной модели. А этого не делается, умалчивается, получается фрагментарная передача с пропущенными ключевыми для нашего менталитета и сознания кусками методики, теми самыми умолчанными звеньями. Умалчивается потому, что практикующие начинают преподавать, не сходив в глубину, не разобравшись, основывая свою методику преподавания не на знаниях принципов, а на том, что их также учили. Кстати, году в 2013 я наткнулся на очень похожее объяснение базовой формулы построения движения грандмастером Чэнь Сяованом, но когды вы уже родили сами, несколько отличающееся объяснение, пусть от гранда, только ложится в общий котёл. Материал этот уникален, ни до, ни после гранды не говорили на тему формулы движения публично, буду рад получить подтверждение обратного. Вот это объяснение от Чэнь Сяована:

Моё же понимание формулы заключается в том, что биомеханическая структура тела из пятнадцати основных центров преобразования усилия (руки увязаны с грудью, ноги через таз увязаны с крестцовой областью) вращается одновременно как шар по двум круговым траекториям (создаётся два момента сил) от центра тела (нижнего дяньтяня, поясничное вращение и складывание в продольной плоскости отражают высказывание "всё важное не выходит за грудь и поясницу"), что даёт охват трёх осей, то есть объёма, на которую накладывается ритмика (движение энергии по орбите большого круга). В результате получается динамический столб всего из двух вращений в горизонтальной и сагиттальной плоскостях (а через охват трёх осей - и во фронтальной), а комбинирование движений левой и правой частями тела без сдвижки фаз или со сдвижкой на полуфазу (на полкруга) плюс акцентирование, когда больше выражен или фронтальный (за счёт включения горизонтального), или сагиттальный круг, формируют восемь колец, восемь базовых объёмных кругов, из дуг которых построены все формы. Вот и вся базовая формула, являющая физическую опору энергетике. Понятно, что это тоже только срез понимания, но он уже очень близок к беспроблемному объяснению при наложении на классические формы ... И только после этого понимания можно разбираться с любыми видами "обвеса базовой формулы" - с видами усилий, предметами, парной работой и т.п. Иначе это будет фрагментарно

Кстати два момента сил охватывают три оси, а значит полностью определяют движение в третьей плоскости - оно ведомое, другой вопрос что две ведущие плоскости можно выбирать из трёх. Представленное выше объяснения Чэнь Сяована говорит о вращении во фронтальной (лево-право-верх-низ) и сагиттальной (перед-назад-верх-низ). Мне же в первой объёмной модели удобнее оперировать сагиттальным и горизонтальным кругом, которые определяют фронтальный. Непримиримого противоречия здесь нет, выход на объём найден, но есть пространство для исследований. Это уже пресловутая опора движения на дяньтянь

Два крутящих момента означают небольшое количество объёмных колец целостного движения (их всего восемь), но это именно целостное движение, в которое включено всё тело. На эти кольца навешиваются формы и базовая техника. В качестве примера рассмотрим фронтальный круг, определяемый горизонтальным и сагиттальным крутящими моментами. В процессе прохождения этого круга последовательно проходятся отдельные фазы ряда форм: параллельное блокирование (для местных целей оно же шесть запечатано), алмазное толчение (или начало спинного опирания), малое обматывание (или конец вращения плеч или одиночного лотоса), хлыст (или запахнуть халат в конечной фазе), начало двойного подъёма стоп, журавль (или крестообразное движение рук, удар от плеча от момента выплеска, или удар в защиту сердца, основная фаза ткущей девы), начала потереть стопу или стопы - вихря), переход в конце вращения плеч, шесть запечатано перед толчком (также конец вращения плеч, конец гривы лошади, конец конного разведчика), алмазное толчение (середина или один из вариантов обратного вращения плеч, или эти же фазы кручёного шага), и опять шесть запечатано. Вот как во фронтальный круг (круг ворот) включается часть описываемых форм:

То есть вы делаете один круг, но его фазы используются в массе форм, в комбинации с другими базовыми движениями. Здесь же, кстати, я привожу дублирующие формы с совпадающими фазами, что показывает простоту базовых движений, из которых скомпонованы формы лу

Если же акцентом является сагиттальная (поперечная) проскость, в каждом из двух направлений прослеживается масса форм в отдельных фазах. Наиболее явными являются малое собирание, журавль и перекрёстное движение рук, автоматическая пушка в и лу и паочуй, конец шага к семи звёздам, удар от плеча, нижняя автоматическая пушка, начало удара в защиту сердца в варианте формы от Бориса Евгеньевича Бойко, защита рукой и удар от плеча, обратные вращения плеч, кручёный шаг. Движения ног также управляются от дянь тяня туловищем и подчиняются тому же принципу

-
-
отдельные фазы ряда форм: параллельное блокирование (шесть запечатано), алмазное толчение (начало спинного опирания), малое обматывание (конец вращения плеч, одиночного лотоса), хлыст (запахнуть халат в конечной фазе), начало двойного подъёма стоп, журавль (крестообразное движение рук, удар от плеча от момента выплеска, удар в защиту сердца, основная фаза ткущей девы), начала потереть стопу или стопы - вихря), переход в конце вращения плеч, шесть запечатано перед толчком (конец вращения плеч, конец гривы лошади, конец конного разведчика), алмазное толчение (середина или один из вариантов обратного вращения плеч, или эти же фазы кручёного шага), и опять шесть запечатано
-

При этом точка контакта (эффекторная точка) и точка опоры находятся на одном векторе, проходящем через нижний дяньтянь. Получается постоянная диагональная распорка, обеспечивающая опорность действия и угол взаимодействия, убирающий болезнь упора, но сохраняющий часть усилия как отражение, а другую часть разложенного усилия как преобразование. Все эти вектора проверяются на боксёрском мешке, когда (моя находка) вы делаете форму в постоянном контакте с мешком. Кстати тут есть нюанс - стороной опоры могут служить как ноги при движении рук, так и руки при движении ног

Я только "за" энергетические и сознательные акценты в преподавании, скажем, Ян ши, и при возможности и наличии ресурса времени и сил с уважением поучился бы у достигших специалистов. Но и про тело, то бишь форму, являющуюся материальной опорой энергии, наверно не стоит забывать. Поэтому вырисовывается такая начальная методика обучения:

  • Позиционирование преподаваемой дисциплины, в том числе как среза - результата и одновременно процесса, предполагающего большую исследовательскую работу
  • Формула построения движения, базовые объёмные круги, опорность и текучесть, т.к. комбинирование базовых движений. Представление альтернативных подходов и ответы на вопросы типа "почему так а не иначе"
  • Хореография в виде первого классического лу, разбираемая с горизонтов формулы движения форма за формой
  • Объяснение внутренней энергии как производной от прямых и обратных психосоматических связей
  • Наматывание нити как фрагментарные примеры вариантов течения энергии в увязке с хореографией
  • Практики к шестом и гирей (мячом), проработка отдельных форм, последовательности на комбинаторику
  • Хореография второго лу с опорой на формулу и энергетику
  • Столбовые практики в ограниченном объёме, биохимия и виды тканей внешнего тела, цигун
  • Увязка с родительской культурой, вывод занимающегося на естественность, встраивание опыта и навыков в обычную жизнь
  • окончание базового блока информации и навыков

Потом уже только можно идти дальше, например смотреть в сторону оздоровления, мордобоя и/или энергетики, да и понимание - надо ли оно в таком виде и с такими акцентами - появится. Это только базовая работа, длиной примерно в год - два, но она сразу даёт практикующему системный подход, видимые от края до края горизонты, большой объём структурированной информации, навыков и опыта. Я даже назвал бы это не тайцзицюанем, а подготовкой к нему. И всё же это год или два чистого продукта, а не пятнадцать лет метаний и кристаллизации из воздуха, как у некоторых :). Сколько времени и сил освобождено может быть для жизни без потери знаний тайцзи ... Такая практика не ставит дурацких запретов и ограничений, она может быть вписана в обычную жизнь и культурный поток жителя центральной России и не служит противопоказанием для других видов практики

В дальнейшем практикующий может выйти на внутренние опоры, которые вскрываются описаной методикой, приучающей к четким инженерным моделям и кристально ясному пониманию, что позволит сознанию не зависеть от тех, кто недоговаривает, интересничает и пытается сделать живущего служителем своих идей, учителей, школ и т.п., не заставит человека считать свою культуру хуже и проще, чем индийская, китайская или какая нибудь ещё. В этом на мой взгляд заключается настоящая ценность описанной методики, а введение этой методики в учебный курс средней школы как части курса эмпирического Знания, включающего многие элементы того, что можно назвать ведовством - это моя Большая мечта, вернее одна из. Потому что я представляю структурирующее и детализирующее влияние такой методики на тело, душу и сознание

В то время как надежды на такое включение в школьную программу мало, переобъяснённый под нашу культуру Чэньши тайцзицюань может стать одним из компонентов замещающего домашнего образования, доступного всем поколениям семьи и не зависящего от официальной учебной программы. Другим компонентом может стать описанный мной в соответствующем разделе культурный базис. Домашнего образования, замещающего что ? Замещающего дыры в современном официальном образовании, которые я, например, наблюдал на примере сестры на 8 лет меня младше в региональном центре, а потом на примере двух родственников - деревенских учителей, имеющих возможность оценить современное недообразование с ЕГЭ в средних школах округи

 
 

текущее понимание
формула движения
вопросы инструктору

понятийные узлы
мои статьи по теме
мои видеонаработки
медиа разных авторов
ссылки на источники

очередные глобальные итоги

 
     
   
   
    Нравится      

(C) Белонин С.С., 1974-2017. Дата последней модификации страницы:2017-11-08 23:08:28